Найти в Дзене
Хульета Беглянка

Сиди и смотри

или очередные заметки с того конца радуги о новом объекте моего восхищения.

Каждый раз открывая для себя нового человека, чье творчество разрывает грудь от бабочек, птичек и вообще всех зверюшек вселенной Миядзаки, после первого касания, я, конечно, радуюсь безгранично, что жизнь стала полнее, но и злобно завидую всем остальным, кто удосужился гораздо раньше узнать об Альмодоваре, Годаре, Долане, Монти Пайтон, Гоголь-Центре, Пон Чжун Хо и теперь вот Аньес Варда.

Ругаясь на свое невежество, я начинаю судорожно восполнять отсутствующие знания и нахожу такое: полнота - это одно из основных условий и атрибутов счастья во всех этических системах. Когда чего-то не хватает, счастье невозможно. Герою фильма Аньес Варда «Счастье» нужно все, что он любит, он хочет все.

«Поцелуй или кофе? - И то, и другое. - Ты хочешь все»

«После встречи с тобой я стал другим. И при этом я стал больше собой»

Концепция полноты, как условия и плодородной почвы для счастья, много точек расставила над буквами «и» из самых разных алфавитов. Но что интереснее - показала возможности. Я переоткрыла себя заново, по-честному. Для этого понадобилась всего одна документалка, которую я могла посмотреть еще полгода назад, когда ее представлял мой потенциальный парень, полноценным так и не ставший (разве что у меня голове). Могло ли все быть по-другому, ухвати я тот шанс? Стопроцентная информация. Хорошо ли, что все случилось сейчас? Безусловно. Понятно ли мне почему? Нет, но когда сегодняшний день перейдет в ретроспективное состояние, может, еще одна заметка объяснит все происходящее. Пока это любовь в статусе абсолютного духа.

-2

«Варда глазами Аньес» - удивительного свойства документальная картина об Аньес Варда рассказанная Аньес Варда. Если хотя бы на долю секунды в голове читающего это предложение промелькнула мысль о нарциссизме и самовлюбленности - сплюнуть немедленно! даже если рядом нет ванночки, как у стоматолога. Сомневаюсь, что в обожании людей можно соревноваться, но маленькая женщина с горшочной стрижкой, которая по необъяснимым причинам идет всем француженкам, победила бы всех, а потом поставила бы награду в один ряд со всеми пальмовыми ветками, медведями, золотыми человечками на песочный пляж, демонстрируя, что все так или иначе уйдет в никуда, унесется ветром или смоется водой - пусть хотя бы это будет красиво.

Красиво - это ключевое слово для определения того, что делала Варда, за что выступала, как определяла феминизм, как ушла из жизни. Документалка, на которую я ссылаюсь - это последняя работа снятая уже 90-летней бабушкой, предвосхитившей французскую новую волну и сумевшей вынести на своих хрупеньких плечах талант такого масштаба. Сделать феерический фильм о себе, который, к слову оканчивался плавным эффектом растворения героини в песчаной буре на берегу океана, и умереть - это воплощение искусства.

-3
-4

Меня очень многое восхищает, часто до степени записывания невнятных голосовых сообщений о том, как «что-то невероятно круто», но я достаточно редко задаюсь вопросом «да как вообще должен мозг работать, чтобы до этого дойти»? Случай с Аньес Варда - именно такой. Я искренне не понимаю, какими конструкциями фантазии, креатива (прости, господи), вдохновения, чувства прекрасного была наполнена голова этой великой женщины. С одной стороны, ощущаю себя бесправной и пока недостойной делать какие-то суждения о ней, в силу того, что мы с ее творчеством знакомы-то два дня, с другой стороны, если для определения безапелляционного величия Аньес Варда мне хватило пары дней - это может о многом говорить.

-5
-6

Она умудрялась быть такой воздушной в творчестве и такой внятной в разговоре хоть в 30 лет, хоть в 90. Для нее не существовало особых условий, мешавших делать что-то хорошо (как многим из нас), ей сказали: снимешь недорогой черно-белый фильм в духе новой волны, чтобы официально примкнуть к ним, как к течению? И она сняла, да еще и с невероятно интересной задумкой («Клео от 5 до 7»), вот уж когда танцору никакие яйца не мешают. А они у Аньес Варда были ого-го! Сколько раз она выступала на митингах и демонстрациях, сколько заявлений делала в фильмах, снимала о «Черных пантерах», сама бралась за постановку, все трогала щупала, не боялась незнакомцев, исследуя их с ручной камерой в уже почтенном возрасте. Мне нравится, как описывается производство ее дебютной ленты «Пуэнт-Кур» об одноименном рыбацком поселке: Варда оказалась там по личному делу — приехала навестить смертельно больного друга, заодно сняла фильм. Она придумывала все из ничего: инсталляцию из могилки любимого кота, которая радовала детей; настоящий «дом кино» выстроенный на солнце из старой неиспользованной пленки с Катрин Денев и Мишель Пикколи («Создания»); документалку о Джейн Биркин («Джейн Б. глазами Аньес В.»), родившуюся из мысли «а давай сделаем фильм о тебе и фильмах, в которых ты не снялась»; простые бытовые триптихи прямо в кино, не уступавшие по художественной ценности Босху или Рубенсу; она снимала фильм о большой непригодной для продажи в магазине картошке, в итоге получившийся о любви, и задавалась вопросами, которые в моих глазах делают ее ребенком космическим цыган, но в то же время кажутся такими правильными и по-настоящему важными для каждого человека.

-7

Возвращаясь к задумке, эта заметка должна была быть о том, как я в двадцать пять снова проживаю свое отрочество: сижу за старым секретером, громко пою в ванной, переключаю котел на колонку, чтобы по-быстрому помыть голову. На поверку в ходе написания текста выдавила два прыща - подросток в самом соку. Оказалось, масштаб моей новой кинематографической любви настолько велик, что занял все мысли и две страницы запланированного гугл-дока, а ящик пандоры только на узенькую щелку приоткрылся. Ну хотя бы не дурацкое голосовое с одними междометиями. В общем, Аньес Варда - самое сильное впечатление за последнее время. Собираюсь спасаться ею от систематически бесячих моментов во все то же последнее время. Добро всегда побеждает зло, в моем случае хотя бы его перекрывает.