Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Без преувеличения мы знаем о трагедии Помпей в первую очередь благодаря Карлу Брюллову (1799—1852). Когда-то он произвёл фурор и в Италии, и в России своим шедевром. И все потому, что он нашёл удивительный баланс между правдой и вымыслом.
Брюллов изобразил настоящую улицу. И даже часть героев — это реальные люди. Их останки Брюллов видел при раскопках. Но художник показал эту катастрофу безумно … красивой. Коей она, конечно, не была в реальности. Получается, что зритель сочувствует этим людям. Но не ужасается страшным подробностям. Несчастные Брюллова божественно прекрасны даже за мгновение до смерти.
«Последний день Помпеи» никто не смог превзойти по популярности у современников. Художника носили на руках: ведь он разделил историю русской живописи на «до и после». С тех пор, с 1833 года, о русском искусстве заговорил весь мир.
Иван Айвазовский «Девятый вал»
Карл Брюллов сказал, что чувствует соль на губах, когда смотрит на «Девятый вал» Ивана Айвазовского (1817—1900). Реалистично — это не то слово. Но не все так просто. В открытом море волновые фартуки не встречаются. Загибы у волн образуются только у берега. Поэтому серферам в этом море делать нечего. Иван Айвазовский пошёл на эту хитрость, чтобы буйство природы сделать … эффектнее. Ведь, как и Брюллов, он был романтиком и воспевал величие стихии.
У «Девятого вала» были все шансы стать шедевром. Айвазовский был единственным русским маринистом в то время.
Александр Иванов «Явление Христа народу»
Александр Иванов (1806—1858) очень хотел затмить Брюллова с его «Помпеями». Взял полотно в 2 раза больше. И работал в 4 раза дольше (20 лет против брюлловских пяти).
Но что-то пошло не так. Никто Иванова на руках не носил (хотя он надеялся на это). Триумф не состоялся. Публика не оценила ряд из 35 персонажей в разноцветных хитонах. К тому же картина сложно «читается»: ведь у каждого из этих персонажей своя реакция на первое появление Христа! Кто-то радуется. Кто-то сомневается, что это «Агнец Божий». А кто-то и злится, так как выискался новый конкурент.
Но на самом деле Иванов осуществил в одиночку революцию в русской живописи. Переход от театральных и помпезных историй к переживаниям обычных людей.
И русские реалисты (Репин, Крамской, Саврасов и прочие) стали такими, какими мы их знаем, только благодаря живописным подвигам Иванова.
Иван Крамской «Неизвестная»
Кто-то впервые увидел картину Ивана Крамского (1837-1887) в «Огоньке» или «Работнице», кто-то – в холле дешевой гостиницы, а у кого-то она вызывает детские воспоминания о красивой коробке конфет. Критик Стасов называл героиню Крамского «кокоткой в коляске», критик Ковалевский – «исчадьем больших городов», а художник Репин вспоминал, что ее разглядывали не столько из эстетических чувств, сколько из обывательского любопытства. Специалисты утверждают, что она одета по последней моде: шляпка «Франциск», пальто покроя «Скобелев». В ней узнавали и Настасью Филипповну, и Анну Каренину, но закрепилось «Незнакомка» – стихотворение Александра Блока повлияло. Нет, не так: Иван Николаевич Крамской назвал картину «Неизвестная» и нигде ни словом не упомянул о прототипе.
Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
Именно с работы «Грачи прилетели» началась эпоха пейзажа настроения.
Картина имеет один парадокс. С одной стороны, пейзаж … скучный и монохромный. Но художник выбрал очень интересный момент: ещё холодно, но уже вот-вот придёт тепло. Это ощущение скорых перемен к лучшему нам и нравится. Отсюда приятные ощущения, казалось бы, без повода. Просто он еле уловим.
С тех пор, как Саврасов создал своих «Грачей» в 1871 году, почти все русские пейзажи были именно такими — поэтичными и настроенческими.
Илья Репин «Бурлаки на Волге»
«Бурлаки на Волге» — главный шедевр Ильи Репина (1844—1930). Хотя создал художник его, когда ему не было и 30 лет. Картина стала особенно популярной в советское время. Очень уж такой сюжет подходил под идеологию об угнетённых.
Позировали художнику реальные бурлаки. Мы знаем их имена и судьбы. Их внешний вид невероятно правдоподобен. Именно такой одежда и становится от многолетнего ношения и ходьбы по прибрежному бурелому.
Но не только оборванный вид бедняков заставляет нас им посочувствовать. Художник нарисовал вдали пароход. Мол, уже двигатели изобрели, а над людьми все издеваются.
Валентин Серов «Девочка с персиками»
Валентин Серов (1865—1911) был ещё моложе Репина, когда создал «Девочку с персиками», свой главный шедевр. Ему было 22 года!
Работа написана в стиле импрессионизма. И это тогда, когда в России почти ничего не знали об этом направлении живописи! Но Серов интуитивно написал картину с цветными тенями, разноцветными рефлексами (цветными пятнышками-отражениями одних объектов на других), видимыми мазками.
Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Иван Шишкин (1832—1898) был глыбой реализма. Его натуралистичность поражает. Стоя перед его «Мишками», можно запросто почувствовать утреннюю влажность воздуха и услышать треск сучьев. Изумрудный мох, серо-голубой туман и охристые стволы старых сосен создают невероятную ауру лесной чащи.
Василий Пукирев «Неравный брак»
Крестьянин по происхождению Василий Пукирев (1832-1890) по счастливой случайности попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и показал себя талантливым студентом. Но ничего равного по силе полотну «Неравный брак» так и не написал. Очевидно, потому что картина была глубоко личной, и тому есть свидетели.
В книге «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского читаем о русском живописце С.И. Грибкове: "Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним – портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками – это сам В. В. Пукирев, как живой».
Картина сильно подействовала на современников: «Говорят, что «Неравный брак» Пукирева испортил много крови не одному старому генералу, а Н. И. Костомаров, увидав картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе», – вспоминал Илья Репин.