В 1044 году Ярослав Мудрый эксгумировал, крестил и перезахоронил в Десятинной церкви кости последних князей-язычников Олега и Ярополка, о чем сообщает летописное свидетельство: «Выгребоша два князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля, и положиша я въ церкви святыя Богородица». К тому времени в Десятинной церкви уже покоились несколько членов княжеского рода: княгиня Ольга, её внук креститель Руси Владимир и жена Анна, жена Владимира.
Поступок Ярослава указывает на родовой характер княжеской власти на Руси. Крещение останков дядьёв и погребение их в Десятинной церкви напрямую связано с культом рода. Ещё отец Ярослава Владимир Святой делает Десятинную церковь как бы родовой усыпальницей, перезарохонив там свою бабку княгиню Ольгу. Но про Ольгу мы точно знаем, что она была христианкой. А про Ярополка и Олега таких свидетельств нет. Что же побудило Ярослава совершить такое деяние?
С большой вероятностью дядья Ярослава при жизни прошли процедуру primo signatia. При такой процедуре людей осеняли крестом и читали молитвы, отгоняющие дьявола. Т.е. люди как бы оказывались в промежуточном положении. И от дьявола отреклись, и христианами ещё не стали. Например, скандинавы в языческую пору проходили этот обряд, чтобы облегчить свои контакты с христианами. После этого они даже могли заходить в церковь, однако во время Литургии, после чтения Евангелия, они должны были выходить из храма. Я бы сказал, что проходить эту процедуру было необходимо тем варягам, которые служили в личной гвардии византийского императора. В дальнейшем они могли как креститься, так и отказаться от этого.
Христианка Ольга могла, воспитывая своих внуков, по крайней мере убедить пройти эту процедуру.
Кстати, о скандинавах. Есть несколько примеров, когда людей, умерших язычниками, позже перезахоранивали в церкви. Это, например, сделала Тордис, любимая племянница и приёмная дочь великого скальда Эгиля Скаллагримссона. Но был пример, связанный и с царствующими особами. Датский конунг Харальд Синезубый (его прозвищу мы обязаны стандарту bluetooth) также выкопал кости своего отца Горма Старого и перезахоронил его в церкви.
То есть Ярослав мог пойти по пути, проторенному век назад его коллегой. Но всё-таки как быть с тем, что Ярополк и Олег не были крещены? Насколько нарушил правила их племянник?
С одной стороны, крещение умерших было запрещено 26-м правилом Карфагенского собора (397 г.): "Положено да не дается евхаристия телам скончавшихся. Ибо писано есть: примите, ядите (Мф. 26.26), но тела мертвых не приять, ни ясть не могут. Такожде да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся уже".
С другой стороны, в истории Церкви известны и примеры того, как люди, лишенные водного крещения, тем не менее не только считались крестившимися, но и почитались христианами в качестве святых. Святитель Василий Великий говорил: "Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе — воде, крестившись собственной кровью."
Чаще всего, не успев принять крещения, гибли от руки гонителей христиан оглашенные. В «Апостольском Предании» (III век) говорится о том, что мученическая смерть таких оглашенных равноценна водному крещению: "Если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть он не сомневается в полноте своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие, и он был замучен, когда его грехи не были ему отпущены, то он будет оправдан. Ибо он принял крещение своею кровью."
А Ярополк и Олег погибли во время усобицы...