Как было можно прославиться простому человеку в 18-м веке и раньше? Возглавить восстание или совершить подвиг на войне. А если не герой? Ванька-Каин, легендарный вор и двойной агент, живший в первой половине 18-го века, смог.
Крепостной мальчишка
Иван Осипов даже фамилию имел по имени отца, большего ему, как крепостному, было не положено. Родился Иван в 1718 году в семье крестьянина деревни Иваново Ростовского уезда Ярославской области.
Принадлежал Ванька богатому купцу Филатьеву. Впрочем, доля крепостного мальчишки от степени богатства и знатности господина не зависела. Удел Ваньки Осипова с детства - тяжелый крестьянский труд, сначала в пастухах, потом на пашне. И плети, и кнут. При любой провинности.
Юркого мальчика хозяин вскоре заметил и в 13 лет взял с собой в Москву, служить в господском доме. Но Ваньке этого было мало. Однажды он просто обокрал хозяина и сбежал. Но вскоре был схвачен, водворен обратно на двор владельца, выдран батогами.
Донёс на барина - свободен
Злопамятный и сметливый мальчишка обиду не простил. В то время в России царствовала императрица Анна Иоанновна, мелочная, подозрительная и жестокая. Этакая Салтычиха на престоле.
При ней в империи процветал тайный сыск. Достаточно было крикнуть на улице "слово и дело государево" и доносчика выслушают. Не факт, что самому за донос не достанется, но тому, на кого кричишь "слово и дело", неприятности гарантированы.
Правдив или ложен донос - не особенно разбирались, методы получения признаний, даже если и не виноват были, мягко говоря, своеобразными, но очень действенными.
Ванька Осипов к своему доносу на хозяина подготовился основательно: подкинул на двор Филатьева тело солдата и прокричал заветные слова. Купчину взяли "в розыск", а крепостной Ванька получил за донос заветную свободу.
Каменный мост
Ремеслом Иван не владел, да и обычный труд ради куска хлеба был ему ненавистен. Доносчик Ванька решил стать разбойником. В Москве, под Всехсвятским каменным мостом в 30-е годы 18-го века располагалось знаменитое воровское логово преступника из дворян Болховитинова.
К нему и подался Ванка. Обучаться воровскому ремеслу, вести жизнь вольную, сытую и веселую. Через некоторое время Ванька предал своего покровителя, донес и на него. Болховитинова схватили, а Ванька получил прозвище Каин, с которым и вошел в историю.
К тому времени Ванька-Каин успел уже отметиться во многих громких воровских делах. Так что после доноса он предпочел Москву покинуть. Возможно опасался Осипов мести и со стороны бывших подельников за свое предательство. Некоторое время промышлял Ванька на Волге, в шайке атамана Михаила Зари.
Агент царского сыска
В 1741 году Ивану Осипову и на Волге наскучило, он вернулся в Москву. 23-х летний вор и предатель решил начать новую жизнь. А умел он лишь воровать и доносить.
Ванька-Каин пришел в Сыскной приказ и объявил, что знает многих воров на Москве и других местах и готов их всех выдать. Предложение было принято, Ванька получил официальную должность доносителя и воинскую команду под свое начало. Головокружительная карьера для вчерашнего крепостного и вора.
Но действовал Ванька-Каин своеобразно: мелких воришек он выдавал властям, получая жалование, а крупных воров укрывал за солидные взятки. В то время преследовали и раскольников, не принявших церковную реформу, а многие из них были очень богаты. Ванька вымогал у них деньги за недоносительство.
Жил Каин припеваючи: купил каменный дом в Зарядье, держал игорное заведение, а многие чиновники Сыскного приказа боялись Ваньку Осипова, брали у него мзду и покровительствовали его делам.
Разоблачение Каина
Вскоре число воров и грабителей на Москве стало катастрофически увеличиваться. Ванька-Каин, что называется, держал город. В 1748 году о произволе в Москве и многочисленных пожарах, поджогах и грабежах стало известно в Санкт-Петербурге.
Императрица Елизавета Петровна отрядила в Москву генерала Ушакова, главного палача империи, служившего верой и правдой и Петру Великому, и Анне Иоанновне и ей.
К тому же, Ванька споткнулся на вымогательстве денег у секты раскольников-скопцов. Скопцы, схваченные людьми Ушакова и вскрыли Ванькины художества.
Двойной агент полицейского сыска и воровского мира был схвачен при преемнике Ушакова Алексее Даниловиче Татищеве. Для этого пришлось отстранить от дел всю коррумпированную московскую полицию.
Дело Ваньки-Каина длилось 6 лет в общей сложности. В 1755 году Иван Осипов получил свой смертный приговор, но так как Елизавета Петровна поклялась при вступлении на престол никого не казнить, то Ванька-Каин был выдран кнутом, клеймен и сослан на каторгу в Сибирь.
Слава
Где и как окончил свои дни знаменитый вор, имя которого стало нарицательным, мы не знаем. Но Ваньке предстояла долгая память. Особенно в литературе.
Писать о нем и его жизни начали еще в 1775 году при Екатерине Великой. И не только писатели и беллетристы. О Ваньке сложены народные песни, например "Не шуми, мати, зеленая дубравушка".
Его жизнь исследовали, изучали, ставили по ней пьесы. Есть даже автобиографии Ваньки-Каина, хотя писать вор никогда не умел. Валентин Пикуль посвятил Ваньке много глав в своем романе "Слово и дело".
Уж прославился, так прославился.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.