Один французский пилигрим из Бордо, посетивший Иерусалим в 333 году, когда сооружение церкви Гроба Господня только ещё началось, сообщал, что место погребения было на расстоянии броска камнем от места распятия. То есть, совсем близко.
Церковь построили круглую, с куполом, с гробницей Иисуса в центре. А предполагаемое место распятия находилось в левой части колоннады перед зданием, если стоять лицом к нему. Церковь дважды разрушали, и опять восстанавливали. И всегда расстояние между местом распятия и входом в гробницу составляло примерно сто футов, или 34 метра.
Почему же расстояние между этими историческими местами столь мало, и столь постоянно?
Профессор Ливио Стеккини (1913- 1979) доказал, что евангелисты Иоанн, Лука, Марк и Матфей имели общий первичный образец, а именно пьесу Сенеки о страстях Господних, поставленную в Риме, когда раннее христианство уже захватывало умы. Конечно, что такой первичный образец, написанный неизвестным литературным гением, был, отдельные исследователи писали задолго до Стеккини. Его заслуга в том, что он, специалист как раз по античной драматургии, вычислил Сенеку.
Нам неизвестно достоверно, где на самом деле происходили события, и на каком расстоянии друг от друга. Но ведь это было неизвестно и тем, что три столетия спустя строил первый храм! Если же посмотреть на описанное в Евангелиях с точки зрения сценических правил, а это, прежде всего, единство места и действия, то обнаружатся удивительные детали.
На одном и том же месте на сцене – в одном случае обозначенном евангелистами, как Гефсиманский сад, а во втором – как гробница (устроенная в том же саду) Иисус задал один и тот же вопрос: «кого ищешь?».
Первый раз, когда вооружённые люди пришли арестовывать его:
Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная всё, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? (от Иоанна, 18:3-4).
Второй раз и на том же месте Иисус вопросил «кого ищешь», когда Мария приблизилась к гробнице, увидела стоящего там Иисуса, и не узнала его. Он спросил:
Жена, что ты плачешь? Кого ищешь? (от Иоанна, 20:15).
В соответствии со сценической разводкой, выбранной Сенекой (пишет Ливио Стеккини), гробница располагалась в левой части сцены, в то время как место распятия было ещё дальше слева, за сценой. (Это в наши дни любые убийства и казни без стеснения вываливают на глаза зрителей, а в те буколические времена театр не показывал казней. Они происходили за сценой, а актёры, остававшиеся на ней, рассказывали зрителю о том, что они там, «за сценой», видят.) Вот и в этот раз левая часть сцены в прологе стала местом ареста Иисуса в Гефсиманском саду; теперь Иисуса распяли, и том же саду похоронили. Иоанн говорит:
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. (От Иоанна, 19:41).
А в апокрифическом Евангелии от Петра прямо указано, что Иисуса погребли в том же саду, где он был арестован. Иоанн не только видел постановку, но и (в отличие от других евангелистов) читал пьесу, и пересказывает нам её, а в тексте так и должно быть, что вся бутафория, деревья и камни в левой части сцены, которые изображали в прологе Гефсиманский сад, остались на своих местах и в следующих актах. Однако в рассказе Иоанна теперь добавилась гробница, предназначенная для тела Иисуса. И он сообщает, что «…в саду гроб новый, в который ещё никто не был положен».
В том саду, где разыгрывалась сцена ареста, возможно, с самого начала имелись не только деревья, но и стена из камня. Её никто не упоминал, пока она не стали местом действия. Именно в этой стене «похоронных дел мастер», торговец благовониями для бальзамирования Иосиф Аримафейский отвалил в сторону камень, закрывавший вход в гробницу.
Гробницу не высекали специально для Иисуса! На это не хватило бы сценического времени. Её заготовили раньше. Высекал ли гробницу сам Иосиф Аримафейский? – неизвестно. Марк и Лука этот вопрос обходят, а по Матфею, да, гроб, в который Иосиф положил тело казнённого, он сам и приготовил:
Марк (15:46): Положил Его во гробе, который был высечен в скале.
Лука (23:53): Положил Его в гробе, высеченном в скале, где ещё никто не был положен.
Матфей (27:60): Положил его в новом своём гробе, который высек он в скале.
Все четверо евангелистов сообщают, что в заключительной части страстей Христовых – при распятии Христа, при его погребении Иосифом Аримафейским, и при воскресении Иисуса, присутствовали некие женщины. Сейчас-то все к этому привыкли: ну, женщины, и женщины. А в старые времена их появление было непонятным моментом. В раннехристианской традиции женщин никто не упоминал. И вдруг они появляются. Кто они, почему возникли именно сейчас? Даже евангелисты были в растерянности, судя по тому, что Иоанн не упоминает их при погребении, а трое других говорят об их участии в первых двух эпизодах невнятно, как бы мимоходом.
Если же принять, что в своём повествовании авторы евангелий основывались на драматургическом произведении, на пьесе Сенеки, всё объясняется. Сенека, желая изменить эмоциональную атмосферу произведения, применял тот же приём и в двух других своих трагедиях, «Геркулес на Эте» и «Троянки». Что же получилось в пьесе об Иисусе? Если в первых актах выходящий по сцену «хор», будь то иудеи, требующие казни героя, или военный отряд, арестовывающий его, проявлял враждебность, нетерпимость и злость, то в последних актах женщины принесли жалость и сочувствие к его страданиям, ужас в отношении происходящего на сцене.
Иисус же, обратившись к ним, сказал: Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, Но плачьте о себе и о детях ваших.(От Луки, 23:28).
Хор женщин оставался на сцене в течение трёх последних актов пьесы, и в своём эмоциональном ключе транслировал аудитории, при помощи слов и жестов, агонию и кончину Христа. Этим драматургическим приёмом Сенека обеспечил христианству взрывной рост популярности! Жаль, что немного позже, для защиты того же христианства от недоброжелателей, пьесу его не включили в сборник произведений усопшего автора, и она пропала навсегда.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Канал «А мы и не знали»: об Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список статей.
Другие статьи на сходные темы:
Разгадка: зачем в Евангелиях дано родословие Иосифа, который Иисусу вовсе не отец