Найти тему
Музыкальный критик

Три признака хорошего гитариста

Вы не раз слышали или видели словосочетание “хороший гитарист”. Однако далеко не все знают, что стоит за этими словами. Умелые преподаватели могут определить уровень игры ещё до начала самой игры - некоторые признаки красноречиво об этом говорят.

Для всех остальных - текст ниже. Я перечислю и объясню три признака, которые с высокой долей вероятности позволяют говорить о том, что умения гитариста находятся на профессиональном уровне.

Признак первый: знание возможностей своего инструмента.

А также умение их применить в конкретных ситуациях. Это довольно обширная тема, но я постараюсь на паре примеров объяснить её.

Допустим, это двор в каком-нибудь микрорайоне: типичные обитатели сидят на кортах, грызут семки и пьют пивасик. Для такого уровня хватит даже имитации игры - зажимаешь что-то там на грифе и с умным видом бьёшь по струнам. Или допустим, это провинциальная концертная площадка. Да, аудитория там серьёзнее, но местный слушатель всё ещё не настолько искушен - пары квинт и хроматической гаммы часто бывает достаточно. А теперь представьте, что это прослушивание в профессиональную группу или какой-нибудь серьёзный конкурс.

Ну как, ещё не передумал взяться за гитару?
Ну как, ещё не передумал взяться за гитару?

То есть, вы примерно понимаете мою мысль: для каждой конкретной задачи нужно конкретное решение. И вот как раз умение подстроиться под наибольшее количество методов решения художественных задач повышает ценность гитариста.

Признак второй: хват и положение рук.

Следующий пункт имеет вполне логичное обоснование, правда, почему-то, не для всех. Так вот, корни этого признака упираются в человеческую физиологию: игра на гитаре - это неестественные нагрузки (а уж тем более, в экстремальной музыке). Соответственно, хороший гитарист, путём проб и ошибок, в течении некоторого времени вырабатывает хват, в котором можно легко играть и после которого не болят руки.

Но, к сожалению, реальность сурова. Всякие разные гитары под мышками в стиле Розенбаума, ориентирование по струнам при помощи среднего и безымянного пальцев, вялое ковыряние медиатором, слишком сильное сгибание лучезапястного сустава при хвате грифа, - это даже не тысячная доля всех проблем всяких горе-игрецов. Кто-то может сказать, что всё строго индивидуально, это такой стиль, - нет, ребята, это не так. Некоторые, пренебрегая этим моментом, доигрываются до проблем со здоровьем.

Один из примеров: гитаристка из группы Cyntia, в 31 год завершившая музыкальную карьеру вследствие дистонии нерва. Фото сделано 21 февраля 2017 года, незадолго до этого объявления.
Один из примеров: гитаристка из группы Cyntia, в 31 год завершившая музыкальную карьеру вследствие дистонии нерва. Фото сделано 21 февраля 2017 года, незадолго до этого объявления.

Признак третий: чистота при звукоизвлечении.

Для меня, как человека, не особо умеющего играть, это больная тема. Уверен, для вас тоже.

Дело в том, что в наше время гитара имеет сложные алгоритмы обработки (что, кстати, отсылает нас к первому пункту). Одним из наиболее популярных элементов является “грелка", которая, грубо говоря, увеличивает интенсивность входного сигнала. Да, принцип ее работы несколько сложнее, а сами “грелки” весьма разнообразны, но суть немного не в этом. Так вот, нетрудно догадаться, что в более громком звуке легче услышать что-то постороннее, чем в тихом.

Вы знаете, кто это и знаете, что его фото тут делает.
Вы знаете, кто это и знаете, что его фото тут делает.

Соответственно, всякие лишние движения при звукоизвлечении стараются убирать еще на стадии обучения - иначе посторонние звуки будут мешать восприятию основных.

Всё перечисленное не является какими-то строгими правилами - во многих коммерчески успешных проектах играют довольно посредственные гитаристы. Это всего лишь ориентиры, по которым вы будете иметь представление о своем или чьём-либо уровне игры. Если вам понравилось - подписываемся и ставим лайки.