Глава ЦБ Эльвира Набиуллина озвучила рекомендацию банкам банкам обслуживать карты, у которых истёк срок действия, до 1 июля 2020 г. Это позволит держателям карт, не обращаться в банки за перевыпуском карт, а продолжать пользоваться старыми.
Любопытно, что ЦБ тут не придумал ничего нового. В марте платёжные системы Visa, MasterCard выступали с такими рекомендациями. И многие банки уже им последовали. Например, банк Открытие в начале месяца сообщал о том, что продолжит обслуживание просроченных карт, а Райффайзен банк будет обслуживать карты с истёкшим сроком действия до 30 сентября 2020 г.
Можно только порадоваться такой заботе о держателях карт, но мне кажется, что у многих сейчас возникнет вопрос: «А что так можно было? Зачем вообще перевыпускать карты?».
Что происходит с картой, когда у неё заканчивается срок действия
На всякий случай напомню, что срок действия карты указан на карте. Это цифры вида ММ / ГГ (т.е. первые две цифры — это месяц, вторые две — год).
Например, срок действия «12 / 24» означает, что карта действительна до 24:00 31 декабря 2024 г.
После этого времени карта перестаёт работать, и её нужно перевыпустить. Сделать это лучше заранее, поскольку выпуск карты может занять несколько дней (а иногда и недель).
Когда у карты заканчивается срок действия, это означает, не то, что карта не должна обслуживаться, а то, что она должна обслуживаться только с онлайн-авторизацией.
Это значит, что для совершения любой операции, терминал должен осуществить связь с банком и спросить у него разрешение на проведение операции.
Сейчас так происходит с любой операцией, но когда-то (когда компьютеры были большими, а интернета ещё не было), авторизацию приходилось запрашивать по телефону, и много платежей проводилось без авторизации.
Получив запрос, банк сам решает, разрешить ли списание с просроченной карты или нет. Обычно запрещает, но может и разрешить.
Точно также работают и карты платёжной системы «Мир», поэтому и для карт этой системы можно «продлить» срок действия карты.
В каких случаях карты с истёкшим сроком действия могут обслуживаться дальше
В своей практике мне ни разу не пришлось столкнуться с тем, чтобы кому-то из клиентов, потребовалось бы провести операцию по просроченной карте.
Но при обучении сотрудникам говорилось, что в исключительных случаях, можно разрешить клиенту пользоваться картой после окончания срока действия. В качестве примера приводилась ситуация, когда у клиента истёк срок действия карты тогда, когда он находится в другой стране. Такие вопросы должны решаться через службу поддержки банка.
Также я знаю о случае, когда один банк не успел перевыпустить зарплатные карты сотрудникам крупного предприятия, и чтобы не оставлять людей без зарплаты, их карты продолжали работать ещё целый месяц.
Поэтому в «разрешении» ЦБ ничего уникального нет. Но совет, в текущих условиях, хороший; надеюсь, все банки им воспользуются.