Найти в Дзене
Задумчивый танкист

Воспоминания фронтовика Дьячкова Фёдора Дмитриевича

Продолжение
И вот теперь, с 1 января 1939 года я директор Алексеевской средней школы. А мне всего 21 год. Педагогический коллектив этой школы я немного знаю. Знаю завуча школы Ягодкина Георгия Ивановича. С ним мы немного работали по общественной линии. Год назад на выборах нас избрали в состав Райкома профсоюза работников просвещения.. Я был избран председателем райкома союза, Ягодкин – секретарем. Раньше я к нему обращался за советами, как к опытному учителю русского языка. Теперь я директор – он завуч. По возрасту он лет на 12 – 15 старше меня.

В педколлективе школы работали старые опытные учителя... Коллектив был очень сложный, капризный. Успеваемость и дисциплина в школе были низкими. С первых дней на меня учителя смотрели свысока. Откуда, мол, взялся этот мальчишка руководить нами? Повторяю, мне было 21 год, да и ростом и телосложением я уступал любому из учителей, да и некоторым учащимся. Не только учителя, но и ученики сначала приняли меня не лучшим образом. Я мало чем отличался от них годами и внешним видом, ростом, телосложением.

Не менее, меня тревожила вся окружающая школу сельская обстановка. Если в Герасимовке я был на виду всего села, первым человеком, то здесь, в Алексеевке – районный центр.

Я затерялся среди районной интеллигенции, смешался с ней, был незаметен, не выделялся. Здесь были люди положением покрупнее: - работники райкома партии, райисполкома, прокуратуры, банка, больницы, управления совхоза «Прогресс», МТС, НКВД и много других. РайОНО было рядом, под боком. Вся эта обстановка давила.

В первые дни я растерялся и, как ребенок, готов был расплакаться, бросить все и бежать в Герасимовку. Чувствовал, что учителя замечают это. Дня три я отсиживался в кабинете на 2-м этаже, изредка выходил и осматривал классы и коридоры. Настроение было подавленным. Опоры не было. Через несколько дней, обдумав и взвесив все «за» и «против» я решил, что отступать некуда, что я малодушничаю.

Свежа еще была техникумская, студенческая закалка. На примере мужественных образов Павки Корчагина и комсомольцев Гражданской войны. А что же я раскис? Борьбы то еще не было. Без борьбы поднимать руки вверх?! Стыд и позор!

Я пригласил завуча Ягодкина, секретаря комсомольской организации Федю Желтякова, старшую пионервожатую Клаву Иванову, учителя истории Дергунова А.В., с которым был знаком раньше, военрука школы Литвинова Георгия Ивановича. Поставил вопрос:- Что нам нужно сделать, чтобы улучшить учебно-воспитательную работу, повысить успеваемость и дисциплину учащихся? – Внимательно выслушал выступление каждого, лучше узнал их. Основные предложения, пожелания записал в свою рабочую тетрадь. Сделал вывод, что на этих товарищей можно надежно опираться в работе.

Федя Желтяков – высокий стройный парень – на год или на два моложе меня, кандидат в члены ВКП(б), идейный, принципиальный товарищ. Он чем то был похож на Ивана Кувшинова. На данном совещании внес ряд ценных предложений, взял обязательство организовать дежурства комсомольцев по школе во время перемен, прикрепить к каждой группе комсомольцев для оказания помощи в улучшении дисциплины и успеваемости учащихся, оказывать постоянную помощь пионерским отрядам.

Клава Иванова – красивая, стройная девушка 17 лет, тихая, на первый взгляд застенчивая. Обязалась организовать пионерские посты по поддержанию дисциплины, порядка в школе, по организации и проведению ежедневных рейдов проверки чистоты и порядка учебных классов, выпускать еженедельный бюллетень – листовку с отражением итогов рейда. Предложила вместе с комсомольской организацией и учителями проводить вечера художественной самодеятельности, спортивные соревнования, спортивно- военизированные игры и т.д.

Учитель истории Дергунов Алексей Васильевич – активный, страстный коммунист, идейный, выдержанный, морально устойчивый. В своем выступлении дал анализ причин плохой дисциплины и успеваемости в школе, внес ценные предложения по их устранению. Военрук Литвинов Георгий Иванович – молодой, только что демобилизованный из армии старший сержант. Высокий, симпатичный.

Все они окажут мне, вообще школе, большую помощь в дальнейшей работе. После совещания я просил остаться завуча Ягодкина Г.И. Посоветовавшись, мы решили в течении 2-х недель ежедневно посещать не менее 2-х уроков, изучить состояние учебного процесса и дисциплины с тем, чтобы через 2 недели провести педсовет с повесткой дня: - Состояние учебного процесса и дисциплины и мерах по их улучшению.

Договорились развернуть соревнование за повышение успеваемости и дисциплины учащихся. Для этого мы разработали простенькую форму бюллетеня(итогов) соревнования, которая вывешивалась в каждом классе. В этой форме – бюллетене отмечались ежедневно успеваемость и дисциплина учащихся класса. В вестибюле школы вывешивалась сводная форма-бюллетень.

Это большая кропотливая работа, требующая точности, аккуратности, повседневности. К тому же некоторые учителя косные, инертные, пассивные не соглашались с этим, отвергали, не отмечали ежедневно итоги за свой класс. Долго и кропотливо пришлось убеждать их, доказывать. Большую помощь в этой работе оказывала пионерская организация – Клава Иванова и комсомол – Федя Желтяков.

Мы с завучем Ягодкиным Г.И. повседневно и настойчиво занимались этим вопросом, лично ежедневно обходили все классы, проверяли заполнение бюллетеней.

Как договорились, через 3 недели у нас состоялся педсовет, С докладом о состоянии учебного процесса и дисциплины выступил завуч Ягодкин Г.И.. Педсовет начался с какой то затаенной настороженности, видимо с предчувствия «разноса» по пословице:

«Новая метла метет по-новому». До педсовета мы с Ягодкиным посетили уроки всех учителей, а некоторых даже по 2 и по 3 раза.

Недостатков и замечаний по ходу проведения уроков было много. Видимо и поэтому педколлектив был насторожен. Чувствовалось и некоторое высокомерие старых учителей по отношению ко мне, моей молодости. Ясно читалась их мысль: « Как мол, этот юнец будет учить нас?!».

На педсовет были приглашены мною представители из РайОно, райкома партии, Райкома ВЛКСМ. Это еще больше насторожило педколлектив.

Продолжение следует.