Найти тему
Заряд Здоровья

Дети на карантине: как учить школьников дома

Оглавление

Коронавирус перенес школьное обучение прямо на наши кухни. Ни папы с мамами, ни дети, ни учителя к этому оказались совершенно не готовы. Поэтому возникает столько сложностей и конфликтов. Основные проблемы, увы, легли на плечи родителей. Как сделать вынужденное домашнее обучение эффективным, расскажет Вера Лачинова, детский и семейный психолог, консультант по семейному обучению, педагог.


Чтобы домашнее обучение было плодотворным, психологи советуют соблюдать три важных условия.

Конечность

Если ребенок чувствует, что весь день будет посвящен исключительно учебе, он начинает прокрастинировать: отвлекаться, смотреть в окно, зависать в телефоне, уноситься в фантазии. «Лучший способ бороться с прокрастинацией — четкое обозначение времени начала и конца занятий, — говорит Вера Лачинова. — А также договор о минимальном обязательном объеме, который необходимо выполнить. Сделал дело — гуляй смело».

Обозримость

В школе ребенок никогда не знает, что будет делать и изучать на следующей неделе. Это делает процесс бесконечным и неопределенным. «Откройте вместе с сыном или дочерью оглавление учебников, составьте список тем, которые надо изучить или повторить до конца учебного года, — говорит Вера Лачинова.  — И вычеркивайте по мере прохождения. Сам факт того, что дело движется к завершению, очень мотивирует и вдохновляет».

Согласие

Обсудите с отпрыском, как ему будет удобней проходить школьные предметы: слушать дистанционные уроки, смотреть видеоролики других преподавателей на ютюбе, а может самому читать учебник и делать задания, пользоваться специализированными учебными платформами. Договоритесь, какой метод работы ему подходит больше: погружением, когда пару часов занимается одним предметом или несколькими подходами по 10-15 минут. Вы избежите множества конфликтов, если школьник почувствует, что сам может управлять процессом собственного обучения.

Отношения со школой

Для подавляющего большинства учителей дистанционное обучение так же незнакомо, как и для вас. Им тоже сложно. «Поэтому, если вы видите, что ничего толкового школа в данный момент предложить вашему ребенку не может, напишите заявление о переходе до конца учебного года на заочную или семейную форму образования, — советует Вера Лачинова. —Или просто договоритесь с учителем, что ребенок сам изучит материал и сдаст контрольные работы в конце четверти. Обосновать это можно хотя бы недоступностью гаджетов для ребенка в дневное время в связи с дистанционной работой взрослых членов семьи».

Главные задачи обучения

Освоение нового материала. Уроки с учителем, репетитором, ролики из интернета, обсуждение прочитанных параграфов, просмотр обучающих фильмов помогут ребенку разобраться с новыми темами.

Упражнения, задачи на закрепление нового материала.В каждом учебнике сразу после объяснения темы есть несколько заданий на ее отработку. Если ребенок хорошо с ними справился — тема пройдена.

Повторение пройденного. Открыв вместе с ребенком оглавление учебника, обсудите, какую тему, как ему кажется, он помнит хорошо, а какую забыл или вообще не понял. «Повторение — это как раз про первое, — говорит наш эксперт. — В самом конце любого учебника есть задания на повторение: предложите ребенку делать время от времени по паре из них».
Заполнение пробелов. Это как раз про те темы, которые ребенок не понял или забыл. «Поговорите о том, что поможет ребенку понять материал лучше, — говорит Вера Лачинова. — Возможно, учитель подает его в той форме, которая вашему чаду не подходит — поищите объяснение той же темы в интернете. Посмотрев несколько роликов, ребенок сможет найти того педагога, который делает информацию понятной именно ему. Здесь есть два подводных камня. Во-первых, преподаватель, который нравится вам, вовсе не обязательно подходит ребенку. Во-вторых, обязательно спрашивайте (и тем самым приучайте школьника вычленять), что именно ему непонятно. «Вообще ничего» — это не про работу с материалом, а попытка свалить все на взрослого. Очень часто приходится встречаться с тем (особенно при совместном выполнении домашних заданий), что ребенок говорит, мол, я ничего не понимаю, зная, что после этой фразы вы решите все задания сами». Будьте терпеливы, ваша задача — поддержать школьника в самостоятельном мышлении, а не делать работу вместо него. 

Поддержание тонуса. Когда новый материал пройден, пробелы заполнены, наступает время поддержания «моторных» навыков чтения, счета, письма, решения задач. Здесь важно соблюдать принцип «удовольствия», ведь наш мозг устроен таким образом, что сопротивление и отвращение отключает функции обучения. «Договоритесь, что каждым предметом ребенок будет заниматься в одно и то же время, по 10-15 минут, — советует наш эксперт. — Причем будет выбирать задания того типа, которые у него получаются лучше всего. Так вы поможете своему чаду создать «подушку успешности» и уверенности в собственных силах. А с нее в следующем учебном году будет проще прыгать на новую высоту».

Развитие новых интересов. Успешность школьного обучения, по словам нашего психолога, в гораздо большей степени зависит от уровня развития когнитивных функций (памяти, внимания, абстрактного мышления), чем от чтения учебников и выполнения упражнений. Поэтому расширяйте горизонты знаний отпрыска о мире. Осваивайте кулинарные рецепты; гуляйте виртуально по музеям, странам и планетам; занимайтесь конструированием или мифологией; снимайте ролики; берите начальные курсы разных языков; вяжите крючком или выпиливайте лобзиком. Пусть предмет занятий никак не связан со школьной программой — главное, чтобы это приносило радость.