Чёрная Оспа, 1960 год. Как это было в СССР

фото из Яндекс.картинки
фото из Яндекс.картинки

В начале 1960 года в Москве была проведена блестящая спецоперация по борьбе с черной оспой, завезенной из Индии в СССР советским путешественником.

Для начала вспомним о самой оспе, из-за которой все и произошло.

Variola vera – так, на протяжении нескольких столетий на латыни называли вирус, ежегодно убивающий массы людей в мире и делая безлюдными большие города. Черная оспа в средние века считалась неизлечимой. Заболевшие люди даже не пытались ей противостоять, уповая в своих надеждах на выздоровление только на милость божью.

Долгое время от оспы умирало до полутора миллионов человек в год – от простолюдинов до знатных особ. И это только в Европе. Экспериментировать с вакцинацией начали еще при Екатерине II, но все методы вплоть до 20-го столетия были несовершенными. Справиться с проблемой удалось лишь советским большевикам. В 1919 году, в разгар гражданской войны, все население молодой Страны Советов попало под декрет «Об обязательном оспопрививании», разработанный Совнаркомом в целях борьбы с вирусом. Проводя вакцинацию, действовали по принципам убеждения и принуждения. В конце концов, в 1936 году в СССР оспа была полностью побеждена, продолжая свирепствовать в азиатских и африканских странах.

Однако зимой 1959-го года произошел беспрецедентный случай.

Известный в то время советский художник-карикатурист Алексей Кокорекин готовился к зарубежной поездке в Индию. Как и положено, ему планировалось сделать прививку против оспы, но что-то пошло не так и вакцинация не состоялась, в отличие от самой поездки.

фото из Яндекс.картинки
фото из Яндекс.картинки

В итоге, Кокорекин привез из Индии в Москву всеми забытую болезнь. С собой он также привез сувениры, которые раздарил ближайшим родственникам и друзьям и дефицитные вещи, которые успел «раскидать» по комиссионкам. Появившееся по возвращении недомогание он списал на усталость от путешествия и перелета, а через некоторое время был госпитализирован в Боткинскую больницу, где и умер.

О случившемся было моментально доложено руководству страны, и для локализации вспышки были экстренно задействованы массовые силы: КГБ, МВД, Советская Армия, Минздрав и другие ведомства. Расследование связей Кокорекина показало, что до госпитализации он успел пообщаться с массой людей, каждый из которых мог стать источником распространения инфекции.

Контакты заболевшего были отслежены и поименно установлены.

В их числе были не только друзья и знакомые, но и таможенники из аэропорта, таксист, который привез художника домой, участковый врач, работники поликлиники. Одного из приятелей Кокорекина, который отправлялся в Париж, даже сняли с рейса, когда самолет был уже в воздухе, и отправили на карантин. На карантин попали и сотни других знакомых туриста: преподаватель вуза, принимавшая в тот момент экзамены у студентов, а также сами студенты.

Были изъяты подарки для супруги и любовницы, привезенные Кокорекиным из Индии. Другие индийские вещи на тот момент уже были реализованы через комиссионные магазины на Шаболовке и Ленинском проспекте, но спустя сутки были установлены имена всех посетителей и покупателей комиссионок, которые были помещены в карантин, а изъятые вещи сожжены.

фото из Яндекс.картинки
фото из Яндекс.картинки

Боткинскую больницу тоже закрыли на карантин вместе со всеми пациентами и персоналом. Тут же блокировали и Москву, отменив все железнодорожные и авиационные сообщения и перекрыв автодорожные пути.

Так, неосмотрительность только одного гражданина, в общей сложности затронула более девяти тысяч контактов, из которых около полутора тысяч относилось к первичным. Люди первого уровня опасности были помещены на стационарный карантин, продлившийся 14 суток.

Медицинские бригады следили за ситуацией круглосуточно. Всех выявленных знакомых Кокорекина наблюдали как вероятных носителей оспы, тщательно обследуя их дважды в день. К 15 января ситуация была следующей: у 19 человек была обнаружена оспа на самой начальной стадии. Последний выявленный больной был зарегистрирован 3 февраля 1960 года.

Таким образом, наша страна снова пришла к массовой вакцинации.

фото из Яндекс.картинки
фото из Яндекс.картинки

В экстренном порядке Правительство распорядилось о проведении поголовного прививания населения Москвы и Московской области. Десять миллионов доз вакцины были оперативно доставлены из Томска и Ташкента. Были мобилизованы все медслужбы и их сотрудники. К 25 января 1960 года москвичи и подмосковные жители были вакцинированы. Акция вошла в историю советской медицины как самая масштабная, оперативная и успешная: с момента заноса инфекции в Москву до ее полного устранения прошло 44 дня, а с начала четкой и организованной борьбы со вспышкой черной оспы – всего 19 дней.

По итогам, черной оспой заболели 45 человек, из них умерли трое: сам художник, его супруга и любовница.

Нужно отметить, что прививки от оспы в советских медицинских учреждениях продолжали делать в обязательном порядке вплоть до начала 1980-х годов. Так проявлялась забота о гражданах – от самых юных до самых пожилых. А ведь на тот момент с момента Великой Отечественной Войны прошло не многим более тридцати лет...

Возможно ли такое сейчас, в нашем развитом, модернизированном, снабженном совершенными медикаментами и технологически оснащенном государстве?

Остается только задуматься.

Если статья заставила вас это сделать, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставайтесь с нами.

Читайте: Как мир боролся с эпидемией испанского гриппа в 1918 году. Эта статья будет такой же полезной пищей для размышлений.