Найти в Дзене
Вижу красоту

Дулёвский «Огонёк»: успех творческого тандема Евы Цайзель и Петра Леонова

Друзья, ценители фарфора, взгляните на статью в журнале Огонёк об успехе нового Дулёвского фарфора на выставке в июле 1935 года в Москве. Этой заметкой я начинаю блок публикаций о творчестве Евы Цайзель в Советском союзе.

Сегодня я вновь предлагаю рассмотреть публикацию в деталях и узнать имена героев, по факту создавших прославленный фирменный стиль Дулёвского фарфорового завода имени газеты «Правда» – Петра Леонова и Евы Штрикер (Цайзель).

Новый советский фарфор // Огонёк, 1935. - № 33 (543). – С. 21.

Родина фарфора – Китай. Первые фарфоровые вещи появились более тысячи лет назад.

Выделка фарфора хранилась в Китае под большим секретом, и европейцы долгое время не знали, из чего он изготовляется. Состав фарфора был найден лишь в 1709 году саксонским алхимиком Бёхгером.

В 1720 был оборудован первый в Европе фарфоровый завод в саксонском городе Мейссене. Позднее фарфоровые заводы были открыты также в Берлине, Вене и Севре (Франция).

В России фарфор начали выделывать с 1745 г., когда в Петербурге по инициативе Ломоносова был открыт государственный фарфоровый завод. Выделкой фарфора занялись и частные предприниматели: Гарднер, Попов, Миклашевский и Кузнецов (последний имел семь фарфоровых заводов).

Перед войной русский фарфор по своему качеству не уступал заграничному и в большом количестве экспортировался.

За годы гражданской войны фарфоровые заводы пришли в упадок и наполовину сократили выпуск продукции.

Советская власть коренным образом реконструировала фарфоровую промышленность: старые частновладельческие заводы были переоборудованы, механизированы и снабжены вентиляцией. Вместо импортного сырья значительная часть фарфора стала выделываться из наших местных материалов, разысканных геологами на Мурмане и Урале.

Уже в 1930 году выработка фарфора не только достигла довоенного уровня, но даже и превысила его (в 1914 году было изготовлено 60 тысяч тонн фарфорово-фаянсовых изделий, в 1932 году уже 67 тысяч тонн).

По восстановлении фарфоровой промышленности, началась борьба за улучшение качества продукции и её художественного оформления. Были использованы старые высокохудожественные рисунки и созданы новые, не уступающие им по качеству. Большинством заводов были привлечены к постоянной работе художественные силы. (Дулёвский завод сгруппировал вокруг себя молодых, талантливых художников – Леонова. Штрекера [Ева Штрикер-Цайзель], Ронье, Замятина и Сотникова; на фабрике имени Калинина работали академик Фаворский, а также художники и скульпторы Чайков и Ефимов, Лебедев, Холодный [Мария Холодная] и др.)

Бывшая в Москве с апреля по июль выставка фарфорово-фаянсовых изделий показала значительные улучшения, как качества изделий, так и их художественного оформления:

– «Выставка показала» – записал в книгу отзывов заместитель председателя СНК СССР тов. Чубарь, «что промышленность фарфора, фаянса и стекла, руководимая наркоматом местной промышленности РСФСР, серьёзно берется за производство предметов высокого качества, красивых вещей, требуемых трудящимися города и колхозного села». Главнейшая работа впереди: нужно пересмотреть все возможности художественного оформления изделии, нужно внедрить в массовое производство лучшие из показанных на выставке образцов посуды.

Рассматривая журнальную фото-иллюстрацию, хочу сначала дать комментарий чайному сервизу на подносе типа «Эгоист» на одну персону. Взгляните на цветную фотографию из экспозиции современной экспозиции Музея Дулёвского фарфорового завода. Роспись сервиза выполнена на золотом крытьё и в целом напоминает деревянные расписные изделия промысла Хохломы. Появление такого декора на фарфоре объясняется стремлением Петра Леонова найти новый русско-народный образ подмосковному фарфору, сделать имперский материал более простым, нарядным и родным.

[Пётр Васильевич Леонов (1910–1982). Главный художник Дулёвского фарфорового завода с 1932 по 1982 год. Развивает традиции русского искусства в фарфоре, создаёт художественную программу обновления бытового и декоративного фарфора, преображает дулёвский фарфор].

Также хочется привести легендарную историю заказа подобного сервиза для президента США Франклина Рузвельта в 1934 году:

Татьяна Астраханцева. Раннее творчество Петра Леонова. К вопросу о советских аналогах ар деко // Русское искусство ХХ век. Исследования и публикации. – Том 4. – М., 2014.

Сервиз «Посольский» (другие названия «Президентский», «Орнамент под дерево») был изготовлен в 1934 году для президента США Ф. Рузвельта. По этому поводу существует целая история, превратившаяся, с лёгкой руки Петра Васильевича Леонова и писателя А.Д. Коновалова, в заводскую легенду. В ноябре 1933 года последними в череде признания СССР мировыми державами были установлены советско-американские дипломатические отношения, в чём была немалая заслуга президента Ф. Рузвельта. В Москву по этому поводу прибыл посол США У. Буллит, которому, помимо прочего, было дано задание разместить во Франции или другой стране заказ на изготовление большого банкетного фарфорового сервиза для президента. В это время в Торговой палате проходила выставка фарфора ЛФЗ и других заводов, на которую пригласили посла и на которой присутствовал П. Леонов как главный художник Дулёвского завода. Леонов, знавший по-английски два слова «о'кей» и «гуд бай», смог сразу же расположить к себе посла, буквально вклинившись в экскурсию и отодвинув конкурентов на задний план. Когда Буллит хвалил ленинградские изделия, то Леонов (в нем, видимо, взыграла кавказская щедрость, помноженная на убийственную иронию), к ужасу сотрудников выставки и ЛФЗ, дарил всё, что нравилось гостю. Русский фарфор стал открытием для посла, и он выразил желание заказать сервиз для американцев – но не на бывшем Императорском заводе, а в Дулёве. В 1934 году У. Буллит приехал на завод – в цеху в тот момент исполнялся сервиз «под хохломскую роспись»: по сплошному фону писали чёрные и красные узоры. Посол, восхитившись, произнёс: «Мы желаем заказать точно такой же».

На этом фрагменте фото-иллюстрации представлены предметы знаменитого кофейного сервиза «Мокко» Евы Штрикер (Цайзель).

Ева Александровна Штрикер (1906–2011). Художник-дизайнер. В 1932 году её пригласили в СССР для работы над стандартами бытовых посудных форм. Сначала она устраивается в Украинское управление фарфоровой и стекольной промышленности, а затем на Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, где попадает в художественную лабораторию Николая Суетина. Под его руководством она разработала первую форму сервиза «Интурист» (1933) для массового производства. В 1934 году Ева переезжает в Москву. Вскоре она была назначена художественным руководителем фарфорово-фаянсовой промышленности РСФСР, включавшей 47 предприятий. На Дулёвском фарфоровом заводе она создала модельную лабораторию и за год разработала формы для восьми чайных и кофейных сервизов с внутренними обозначениями С-1, С-2, С-3 и т.д. (в том числе прославившиеся росписью «Мокко» и «Голубая сетка»), посуды для детских садов и ресторанов.

Высокая должность и профессиональное признание не избавили художника от преследований репрессивной машины. Её обвинили в пособничестве вражеским силам Запада и покушении на Сталина. После полутора лет одиночной камеры ленинградских Крестов, под давлением европейских интеллектуалов, инициированным её матерью, в 1937 году её выпускают на свободу при условии, что она немедленно покинет СССР.

Курительный прибор также разработала Ева Штрикер (Цайзель). Он состоит из лотка, стакана для сигарет, подставки-насадки под спичечный коробок и пепельницы. В Государственном музее керамики в Кусково хранятся два комплекта курительных приборов, одной формы, с вариантами росписи. В каждый набор входит по две пепельницы, форма которых несколько упрощена в сравнении в журнальной публикацией 1935 года.

Дополнение. Библиотека им. Н.А. Некрасова: https://electro.nekrasovka.ru/articles/moscowlife/hronika09-15-04-1935

-7
Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1935. – № 82 (3411), 9 апреля. – С. 2.

9 апреля 1935 года: На выставке советского фаянса и фарфора, открывающейся на днях в клубе Центрального универмага Наркомвнуторга. На фото: экспонаты выставки – кувшин для воды, чайник и пепельницы работы худ. Леонова, форма Штрикер, производства Дулёвской фабрики. Справа – тарелки, изготовленные для гостиницы Моссовета, Дмитровская фабрика (эскиз Бордюкова выполнен товарищем Майнельд).

Пётр Леонов. Чайник «Чёрные глаза». 1933. Дулёво. Высота 22,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / Инв. № КСФР-57/1-2. Госкаталог: 3673115. Источник: goskatalog.ru
Пётр Леонов. Чайник «Чёрные глаза». 1933. Дулёво. Высота 22,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / Инв. № КСФР-57/1-2. Госкаталог: 3673115. Источник: goskatalog.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив