Сотрудники должны понимать смысл правил.
Как дисциплинировать коллектив
Диктатура не сработает. Участники команды должны понимать смысл правил. Разработайте их вместе или объясните команде, что ваши эффективны. Лучше всего договариваться в формате рабочих групп, чтобы приходить к общему знаменателю вместе.
Выстраивайте процесс плавно: вводите необходимые правила постепенно, а не внедряйте по 15 правил сразу.
Учите команду общаться и анализировать отношения. Условия для этого могут возникнуть только в психологически безопасной среде. Человек может анализировать себя, других и ситуацию, только если ему это комфортно.
Какие бывают команды
В последние десять лет идет спор о подходах в работе команд: функциональном и кросс-функциональном. Каждый имеет право на существование — есть свои плюсы и минусы.
Функциональные команды объединяются под проекты и подчиняются двум руководителям: функциональному (например, дизайн-директору, креативному директору) и проектным менеджерам. Они балансируют приоритеты между проектными менеджерами и прямыми руководителями.
Плюс: участники обмениваются опытом и быстро растут в специализации.
Минусы:
На организацию уходит больше времени из-за перестановок и внутренних конфликтов. Как правило, работу отлаживают только к концу проекта.
Коллектив страдает от двойного управления. Более «агрессивный» арт-директор переключает специалиста на себя и ставит ему приоритеты в обход проджекта. Страдает проект.
Специалисты расфокусированы, потому что работают с несколькими проектами.
Кросс-функциональные команды собирают из специалистов разного профиля (креатив, продажи, маркетинг, сервис) на долгосрочный проект.
Плюсы:
Команда формируется быстрее. Она сама выстраивает процессы, а новый человек быстрее адаптируется.
Проще выдать инновацию — разноформатные специалисты обмениваются знаниями, рождаются нестандартные идеи.
Больше сил у проджекта и команды — она выставляет приоритеты сама, потому что борьбы за власть нет.
Минусы:
Функциональные специалисты меньше обмениваются опытом, потому что меньше взаимодействуют.
Участники привыкают к команде, им сложнее влиться в новую.
Что делать с теми, кто «не дотягивает»
Сотрудника, которому трудно развиваться функционально, можно передать на попечительство более динамичному коллеге. Если не наберет темп — перевести в другую команду. Возможно, руководитель в другом коллективе сможет его раскачать.
Того, кто не развивается командно, нужно «проверять» на личные ценности. Если они не сходятся с командными, нужно либо расставаться, либо интегрировать участника в другую команду.
Если он хороший профессионал, но не подошел коллективу культурно, порекомендуйте его другой компании, чья культура и динамика ему ближе.
Книги для тех, кто собирает команды
Я советую прочитать эти книги именно в таком порядке, чтобы погружение в тему организации коллектива было постепенным:
«Эмоциональный интеллект», Дэниел Гоулман— чтобы понять, что такое эмоциональный интеллект, почему он важен и как его развивать.
«Пять пороков в работе команд», Патрик Ленсиони — чтобы осознать, что командная работа не идеальна и увидеть в героях книги свой коллектив.
«Committed Teams», Марио Мусса — чтобы узнать об инструментах построения работы команды.
«Обнимите своих сотрудников», Джек Митчелл — чтобы не забыть, что команда — это люди, которым можно дать больше чем просто работу.
Читать телеграм-канал: Дневник Руководителя
Другие статьи:
Я не могу приходить на работу вовремя
Как управлять сотрудниками, если они старше
Некомпетентный у власти