Генсек помог снять с полки несколько фильмов, без которых кино СССР уже невозможно представить.
Кавказская пленница
Сейчас это милая семейная комедия, а в начале Застоя фильм показался начальству слишком острым. Шутки были рискованными, проблемы затрагивались серьезные, а образ товарища Саахова был многозначным. Но Брежнев пришел в восторг, и фильм вошел в золотой фонд кино СССР.
Бриллиантовая рука
Современному человеку сложно понять, что “такого” в этом фильме могла усмотреть комиссия. Сейчас мы видим только великолепных актеров и остроумные шутки. Тогда же критикам не понравилась актерская игра Никулина и Мордюковой, а Миронов вовсе был изгоем мира кино.
В широкий прокат фильм вышел после одобрения Брежнева. Посмотрело его больше 70 миллионов человек.
Белое солнце пустыни
Советский истерн с песней про “ваше благородие, госпожу Удачу” на самом деле очень малобюджетный фильм. Денег “Солнцу” не давали, так как одновременно снималась масштабная киноэпопея “Освобождение” и все ресурсы были брошены туда. Но в истории кино много примеров, когда культовые фильмы снимали за копейки. Снова повторилась история: дача, просмотр, генсек в восторге.
Белорусский вокзал
Ну а с этим фильмом-то что было не так?! Это надо было спросить у комиссии… Фильм безусловно тяжелый, но забраковать его по каким-то идеологическим статьям? Говорят, не понравились образы некоторых героев и песня на стихи Булата Окуджавы “И значит нам нужна одна победа”.
Москва слезам не верит
У режиссера Меньшова удивительная творческая судьба. Напишу о нем позже. Его главный фильм поначалу оценили низко. Обвинили в пошлости, заставили вырезать сцену, где Табаков раздевался до трусов (правда, на мой взгляд, фильм от этого ничего не потерял). Уже очень пожилому Брежневу фильм понравился, а дальше был “Оскар”.
Кстати, следующий фильм Меньшова - “Любовь и голуби” - тоже оценили низко, обвинили в “неправильном” подборе актеров, а также в пропаганде пьянства и потакании грубым вкусам деревенского населения.
Леонид Ильич не дожил и не увидел этот фильм. Я нисколько не сомневаюсь, что ему бы понравилось.
Но зачем Брежнев звонил куда-то и "спасал" фильмы и режиссеров? Мог ведь просто посмотреть и забыть. Ну или оставить копию у себя.
На самом деле Леонид Ильич просто был хорошим руководителем. (Иначе бы не сделал такую карьеру, не раз пройдя по головам и перешагнув через политические трупы). А хороший руководитель знает, как повысить мотивацию (и не только деньгами, устная благодарность не стоит ничего, а работает хорошо).
Поэтому он звонил и хвалил режиссеров, благодарил Госкино. Режиссеры получали адекватную оценку своего труда и таланта и потом старались делать советское кино еще лучше. А кино - главное утешение в стране советов, богатой разными ресурсами, но небогатой зрелищами.
Мой тег для статей о кино и сериалах - #дсг_кино
Спасибо за лайк!