Найти тему

Секреты появления речи у ребенка

Развитие речи
Развитие речи

Для детей первого года жизни существуют основные показатели нервно-психического развития. Они помогут родителю понять, на сколько своевременно и правильно развивается ребенок. Важным показателем является развитие сенсорного восприятия. Это имеет значение для дальнейшего развития речи ребенка. Развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе слуховых, зрительных, тактильных раздражений должно соответствовать норме.

Зрительный анализатор - это центральное звено в познавательной деятельности ребенка. Новорожденные младенцы обладают врожденным рефлексом движения глаз. Он возникает при появлении раздражителя в поле зрения глаз на первой недели жизни. Но движения глаз в это время еще скачкообразны, ребенок пока не может установить четкий контакт между объектом и глазом. В дальнейшем развивается устойчивое прослеживание взглядом, оттормаживаются излишние движения, в том числе поворот головы совместный с движением глаз. Именно поэтому нейропсихологии в рамках #моторной_нейрокоррекции акцентируют внимание на глазодвигательных упражнениях.

В начале второго месяца жизни у ребенка формируются все движения глаз, которые в дальнейшем будут совершенствоваться:

· фиксация;

· конвергирование;

· прослеживание;

· бинокулярное зрение.

В период до 5 месяцев, в норме, у ребенка появляются зрительные дефференцировки, которые служат основой сенсорного развития. Они позволяют различать цвета, величины, пространственные отношения и иные сенсорные единицы предметов.

Речь

Речь
Речь

Слуховой анализатор – важнейший анализатор нервной системы. Уже к моменту рождения периферический отдел слухового анализатора готов к восприятию звуков, но он несовершенен. Ориентировочно-установочной реакции на звук, то есть поворота головы и глаз еще нет. Только к 3,5 месяцев появляется подобная реакция на звук. Если она отсутствует, родителю надо обратить на это внимание и обратиться к специалисту.

Слуховые дефференцировки появляются к пятому месяцу. Ребенок начинает адекватно реагировать на тон голоса. С 8 месяцев до года начинает формироваться понимание обращенной речи. Еще один этап развития на который родителю следует обратить внимание. #Фонематический_слух начинает формироваться с 6 месяцев и заканчивает к 1 году 7 месяцев ( в разных исследованиях данные могут незначительно отличаться). Для развития фонематического слуха существуют разные игры.

Не смотря на то, что слуховой анализатор созревает к моменту рождения, его развитию следует уделять особое внимание:

· развивать слуховую сосредоточенность;

· дифференцирование человеческого голоса (речи).

Важным показателем развития речи является ее понимание. К 8 месяцам устанавливаются первые связи между объектом и словом. К году формируются первые обобщения, что свидетельствует о развитии второй сигнальной системы, присущей только человеку и некоторым китообразным.

Движение и #речь вещи неразрывно связанные. До полугода познавательное развитие осуществляется при помощи глаз, а после шести месяцев при помощи рук. Основными этапами развития движений рук являются:

· 3-4 недели – хаотичные движения рук;

· 1-3 месяца – дифференцированные движения рук (приближение ко рту, сосание кулачков);

· 3-4,5 месяца – движения рук регулируются зрительным и тактильным анализатором (движения руки к объекту, ощупывание предметов);

· после 5-6 месяцев дифференцированное движение рук (перекладывание предметов из руки в руку).

Следите за развитием своего ребенка до года. В этот период формируются важные функции для дальнейшего развития ребенка, в том числе его речи. Не полагайтесь только на плановые приемы у педиатра. У вас должен быть свой календарь, в котором вы будете отмечать этапы развития ребенка. На основании него вы сможете задавать правильные вопросы специалистам. Своевременно среагировать на отставание в развитии.