Сегодня мы передадим эфир главному действующему лицу школьного образования — учителю. О своем опыте дистанционного обучения расскажет Клеенкова Елена Святославовна, руководитель кафедры словесников школы 2107.
Сейчас так много статей в интернете о том, как тяжело родителям, детям, учителям. Нет сил, нет времени у одних вначале создавать задания в самых различных форматах , а потом проверять по 50 - 100 детских работ в день, другие вынуждены сидеть у компьютера с утра до вечера, чтобы выполнить всё, что им прислали в чатах или что записано в электронном дневнике. И те, и другие жалуются на то, что глаза устают, голова , спина болят после долгих часов у экрана. И все приходят к мысли о том, что надо потерпеть, выдержать, что это такое испытание, из которого мы должны выйти изменившимися, окрепшими, сделавшими выводы...
Вначале мне казалось, что такое явление — это, скорее всего, исключение из правила. Но, кажется, эти жалобы и стенания возникли не на пустом месте. А давайте по-другому, без надрыва, без бега с бесконечными препятствиями? Это ведь наша жизнь, её не надо торопить, её не надо откладывать на потом, на после того, как мы... Дальше каждый продолжит сам: и учитель, и ученик, и родители.
Так что же нам делать? Думаю, ответ простой и сложный одновременно. Если мы проведем дистанционный урок на ZOOM или discord , а потом ещё зададим столько же, сколько задавали ещё месяц назад (а может, и больше, а то вдруг кто-нибудь из ребят что-то пропустил, отвлекся, нас же рядом нет — вот если бы мы были в классе, то уж проследили бы, привлекли, вернули, вовлекли...), и обязательно потребуем, чтобы все-все прислали нам и классную работу, и домашнюю (и еще что-нибудь дополнительно, что-то такое, творческое, чтобы никто не подумал, что мы с вами такого не можем, не умеем), то ... скоро всё закончится. Мы все , взрослые и дети, просто выдохнемся, особенно в условиях ограниченного пространства квартир.
Давайте отберем для дистанционного урока не три упражнения (я словесник, буду говорить о том, что мне ближе ), а пять предложений , но только таких, которые помогут нам объяснить детям на практике самую суть правила. Пусть хотя бы одно из них будет смешным или забавным. Давайте обсудим их, поговорим с ребятами, немного посмеемся. А на дом зададим два , нет, не упражнения, а предложения, которые можно будет успеть почти сделать в конце урока. Давайте не будем бояться, что мы что-то не успеем, не до конца отработаем. Будем откровенны, мы не можем объять необъятное и никогда не могли.
А самые шустрые наши ученики смогут найти в дневнике дополнительное задание или ссылку на интересный материал на любой платформе : МЭШ, РЭШ, Учи ру, Якласс и т.п. А если урок электронный, то и там можно выложить только самое главное. Почти из любого правила можно сделать выжимку, сократить, написать краткий алгоритм (я уже много лет делаю такие схемы, таблицы для ребят технических классов). Покажите тут же , на трех примерах, как применить правило, и задайте те же два - три предложения. Не нужно скачивать огромные параграфы и статьи. И речь идет не только о 5, 6, 7 классах. Я как раз работаю в старшей школе. Правда, речь не идет о выпускных классах, тут дело особое.
Даже анализ текста (это такой вид сочинения ) можно разбирать по частям, по небольшим кусочкам. Так ребятам будет проще понять. Попросите их прочитать вслух то, что у них получилось, поправьте ( правда, не видя текста, а только на слух, это нелегко, но ведь никто и не говорил, что будет, как в санатории). И обязательно назовите тех, кто вам должен сегодня прислать классную работу вместе с крошечной домашней. И пусть это будет 5-6 человек из класса. Сегодня одни, завтра другие. Если вы все спланировали грамотно, всё продумали , то ошибок в работе будет мало, а проверите вы эти работы очень быстро. Я прошу присылать мне работы в формате JPEG, тогда планшет мне позволяет делать пометки прямо на фотографии. А если у кого-то не получается, то приходится комментировать в письме, это, безусловно, дольше. Даже проверочные работы можно давать дистанционно. Я работаю на discord ( там более устойчивая связь). Небольшой объем диктуется. Потом даю две минуты на отправление фотографии мне на почту.
Конечно, могут быть и реальные проблемы, и обман. Но здесь все зависит от вашего отношения с детьми. Пусть кто-нибудь из ребят схитрит, пусть получит даже пять, а не привычные три или два. Не страшно, вы сможете потом попросить их объяснить, что и почему они написали. И будет так, как в том фильме про "продвинутого" студента с микрофоном в розочке и с наушником под повязкой на полголовы. Правда, это лучше делать по телефону, а не при всем классе.
А теперь о самом больном — о выпускных классах. Конечно, нам приходится проверять много работ , много сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ. Но вот объяснять ошибки каждому ученику лучше устно во время дистанционного урока. Так ребята быстрее разберутся во всем. За 45 минут я успеваю ответить практически всем ребятам класса на вопросы, связанные именно с их ошибками или проблемами. Это очень энергозатратно, требует быстрой и четкой реакции, но зато эффективно.
Давайте добиваться результата качеством, а не количеством, тогда мы не выдохнемся, жизнь наша (и наша с вами, коллеги, и родителей с детьми) не превратится в зал ожидания , где пока, к сожалению, нет даты отправления поезда. Тогда и у ребят, и у их родителей, и у нас останется время послушать музыку, пообщаться с домашними или просто прочитать интересную книжку, а обучение не превратится в безостановочный бег загнанных лошадей и не приведет к психологическим срывам.