Найти тему
Катехизис и Катарсис

Уничтожение душевнобольных в Третьем Рейхе

Если такие преступления германского нацизма, как "окончательное решение еврейского вопроса" или опыты над заключёнными концлагерей, освещены достаточно широко, то о программе умерщвления психически больных в нацистской Германии — так называемой программе Т-4 — известно куда меньше. Именно о ней сегодня я и предлагаю поговорить.

Под нацистскую идеологию пытались подвести "научный", "биологический" базис, основываясь на так называемой расовой гигиене. Автором данного термина является Альфред Плётц, психиатр, к слову.

Идеи расовой гигиены и евгеники имели непосредственное отношение для психиатрии, поскольку лица, имевшие психические расстройства, признавались неполноценными.

В сентябре 1939г. Гитлер подписал "Указ об эвтаназии". Для воплощения в жизнь данного декрета была создана "Рабочая община Рейха по лечению и уходу за пациентами". Администрация располагалась в Берлине, по адресу Тиргартенштрассе, 4 — и именно по этой причине данная программа получила название "Акция Т-4". Директоров психиатрических больниц собрали в Берлине и проинформировали о содержании данного указа, а также о мерах, которые необходимо предпринять для его практического воплощения. Им приказали предоставить информацию по тем пациентам, которые имели специфические психические расстройства и не могли работать или же могли выполнять исключительно механическую работу; в течение пяти лет и более непрерывно находились в психиатрической больнице; являлись "криминальными душевнобольными"; не имели немецкого гражданства и не принадлежали к германской или схожей расе.

Эта информация была представлена для рассмотрения комиссии, состоявшей из представителей немецкого психиатрического сообщества: профессора университетов и директора психиатрических больниц. Именно они и решали, попадает ли данный пациент в группу предназначенных для ликвидации.

Шесть бывших психиатрических больниц были переобородуваны под "институты эвтаназии", в них были установлены газовые камеры и кремационные печи. Пациентов, которым была назначена "эвтаназия", фотографировали и под конвоем отводили в газовую камеру, замаскированную под душевую. Врач включал газ на 10-15 минут, после чего наблюдал за его воздействием через специальное окошко. Примерно через час тела доставали из "душевой" и отправляли в кремационную печь.

Родственникам больных сообщали, что те умерли в результате болезни либо "были переведены в связи с экономически необходимыми мерами для освобождения помещения от пациентов в другое неизвестное нам учреждение в соответствии с указаниями Секретариата Национальной Обороны". Взволнованные родные писали директорам психиатрических больниц, пытаясь выяснить подробности — но их письма оставались без ответа.

Разумеется, эта "процедура" не могла длительное время оставаться скрытой от общественности. В августе 1941г. вследствие протестов церкви, а также министерства юстиции и Гиммлера первый этап программы всеобщей эвтаназии был приостановлен. К этому времени было убито 73 тысячи пациентов. В учреждении Хадамар устроили праздник по поводу десятитысячной кремации.

Взамен умерщвлению пациентов в газовых камерах был разработан другой план действий. Директорам психиатрических больниц было рекомендовано введение так называемой безжировой диеты для тех больных, которых раньше они отобрали бы для эвтаназии. Все пациенты, которым назначалась данная диета, в течение трёх месяцев умирали от голода. По воспоминаниям одной из медсестер, безжировая, или так называемая "диета-Е", заключалась в следующем: черный кофе или чай на завтрак, вареные овощи на обед и ужин, например, шпинат, капуста, картофель. Мясо и другие продукты животного происхождения были запрещены, неслучайно акцент в названии был сделан на слове "безжировая". Периодически пациентам, находящимся на "диете-Е", разрешалось есть довольно много. С одной стороны, они страдали от голода, с другой — их желудки внезапно оказывались переполнены. Диета-Е, существовавшая до конца войны, способствовала увеличению смертности в больницах.

В 1944г. была введена новая форма эвтаназии. По воспоминаниям одной из медсестер, работавшей в психиатрической больнице Кауфбойрен и имевшей приказ подвергать душевнобольных эвтаназии, пациентам давали барбитураты в больших дозах или же смесь скополамина и морфина. В некоторых больницах были открыты специальные подразделения для детей. Туда отправляли, в первую очередь, детей с умственной отсталостью. Затем их умерщвляли инъекциями опиатов или барбитуратов.

Во второй период умерло 110 тыс. пациентов, общее же число жертв с 1939 по 1945гг. оценивается в 180 тыс. человек.

Когда через четыре недели после капитуляции американцы провели инспекцию больницы Кауфбойрен, согласно отчёту американского офицера, их взору предстала следующая картина: "В неохлажденном морге обнаружили тела мужчин и женщин, которые умерли за несколько дней до этого. Их вес был от 26 до 33 кг. Среди пока ещё живых детей был десятилетний мальчик, который весил меньше 10 кг, и ноги которого в районе икр в диаметре составляли 2,5 дюйма. Распотранены туберкулёз и другие заболевания. Чесотка, вши и другие паразиты повсюду. Белье грязное, и даже к приезду следователей не предпринимались никакие санитарные меры…"

Так почему же врачи убивали своих пациентов? Проще всего было бы сказать, что врачи, совершавшие убийства, были исключительно "аморальными людьми", что послужило бы очень удобным объяснением. Наоборот, как известно из их биографий, это были культурные, хорошо образованные люди, отличавшиеся высоким профессионализмом. Доктор Фальтхаузер в своих воспоминаниях пишет следующее: "Эвтаназия душевнобольных выполнялась на основании декрета фюрера. Как государственный служащий я был научен абсолютно во всем следовать приказам и законам…" Одна из медсестер, в свою очередь, пишет следующее: "Я жалела пациентов, но меня не спрашивали, хочу я или нет, я должна была следовать указу врача. Доктор мне доверял, чтобы я исполняла его приказания".

Таким образом, мы видим иерархичную структуру, которая освобождает своих членов от любой моральной ответственности. Цепочка ответственности заканчивается на фюрере, которому передаются все полномочия. Здесь можно привести слова нацистского идеолога Альфреда Розенберга о том, что "новый немецкий стиль — это стиль марширующей колонны, не важно где, или к какому концу она придет, этой колонной можно управлять…" В условиях отказа от индивидуальной ответственности, член "марширующей колонны" получает индульгенцию на совершаемые зверства, причиняемые страдания и смерть, ведь они перестают восприниматься как последствия собственных действий.


"Институт эвтаназии" в Хадамаре
"Институт эвтаназии" в Хадамаре

Автор - Алина Андреевна Говенько.

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2