«Быстрая мода» медленно, но верно убивает нашу планету. Текстильная промышленность вышла на второе место по загрязнению после авиации. Чтобы произвести вещи, которые потом пылятся в шкафах или гниют на свалках, тратятся колоссальные ресурсы. Ученые подсчитали, во что нам может встать бесконечное обновление гардероба. Результаты исследований опубликовал британский научный журнал NATURE.
62 миллиона тонн – таков вес одежды, которую человечество производит в год. Это вдвое больше, чем 20 лет назад. Если и дальше так пойдет, к 2030-му году индустрия моды будет выпускать уже 100 миллионов тонн новых вещей.
В среднем один житель планеты покупает 13 килограммов одежды в год. Но этот показатель сильно зависит от страны. Самыми большими любителями обновок оказались англичане. В год их домашний гардероб пополняется почти на 27 килограммов. Вторые по расточительности немцы, при этом они отстают от жителей Туманного Альбиона сразу на 10 кг.
«Средний срок использования одежды сократился на 36% по сравнению с 2005 годом. Есть данные по Великобритании, Норвегии и другим странам, которые говорят об утилизации вещей после очень непродолжительного применения. Особенно это касается импульсивных покупок», - пишет автор статьипрофессор Кирси Ниинимаки из университета Аалто в Финляндии.
Индустрия «быстрой моды» держится на частых продажах модных недорогих новинок. Продуманная реклама, всевозможные скидки и спецпредложения буквально вынуждают потребителя совершать как можно больше спонтанных покупок. При этом стратегия заработка многих текстильных концернов направлена не на качество, а на количество. Такие вещи носятся очень недолго, после чего пополняют свалки или, в лучшем случае, перерабатываются. По мнению профессора Ниинимаки, эта ситуация представляет собой «ключевую угрозу для окружающей среды».
На сегодняшний день модная индустрия производит уже 10% всех выбросов углекислого газа (> 1,7 миллиарда тонн в год) и занимает второе место по потреблению воды (1,5 триллиона тонн в год). Ее доля в промышленном загрязнении водоемов – 20%. Это результат обработки и окрашивания тканей. Еще один важнейший показатель – загрязнение мирового океана микропластиком. Здесь у «швейного цеха» все 35%! Кроме того, отрасль производит гигантское количество текстильных отходов (>92 млн. тонн в год), включая нераспроданный товар.
В своем исследовании ученые определили воздействие быстрой моды на окружающую среду на каждом этапе производства и использования одежды. Оценка проводилась по четырем основным показателям: затраты воды, химическое загрязнение, выбросы углекислого газа и объемы текстильных отходов.
Глобализация индустрии моды привела к неравномерному распределению экологических последствий производства. Так, выработка волокна и пошив одежды в основном сосредоточены в бедных странах, тогда как потребление – в более развитых. В итоге одни тратят колоссальные водные и энергоресурсы на производство, отравляя почву и водоемы химикатами, а вторые не знают, куда девать миллионы тонн вышедших из моды вещей.
Воздействие фабрик на окружающую среду также зависит от типа производимого ими волокна. К примеру, натуральные ткани требуют меньше энергии, но больше воды. Самый высокий водный след у хлопка. На его выращивание и выделку тратится порядка 95% всех водных ресурсов индустрии. Хлопок производится в основном в развивающихся странах, где возникает дефицит воды, а сточные воды, зараженные токсичными химикатами, попадают в почву и грозят деградацией всей экосистемы. Так, в Камбодже индустрия моды, на которую приходится 88% всей промышленности страны, ответственна за 60% загрязнений воды и 34% химических загрязнений.
В текстильном производстве применяется более 15 тысяч различных химических веществ. Исследования показали, что примерно 10% из них представляют серьезную опасность для здоровья человека. А их распространение по планете оказалось гораздо активнее, чем предполагалось ранее. Например, химически стабильные фторполимеры, которые используются для водонепроницаемости тканей, были обнаружены в отдаленных арктических районах и в телах белых медведей и тюленей.
Гонка за модой привела к небывалому увеличению «модных» отходов. К примеру, в ЕС лишь треть всей импортируемой одежды продается по полной цене, еще треть – на распродажах, а остальное остается на складах. Все это приходится как-то утилизировать. Сюда же стоит добавить миллионы тонн вещей, выброшенных потребителями. На сегодняшний день текстиль составляет около 22% смешанных отходов. А объемы переработки остаются крайне низкими. Так, в 2015 году в Европе было переработано лишь 15% старых вещей. И лишь 1% - по системе замкнутого цикла, то есть когда из вторсырья создается новая одежда. Остальное пошло на вспомогательные материалы: набивку матрасов, изоляционные материалы и т.д.
Cмена парадигмы
По мнению авторов статьи, надо срочно переходить к новой парадигме устойчивой моды, которая включала бы снижение объемов производства, сокращение отходов и внедрение циклической экономики на всех этапах жизненного цикла одежды. «Быстрая» мода должна уступить место «медленной», когда вещи выбираются более тщательно, носятся дольше, а одежда воспринимается «скорее как функциональный продукт, нежели развлечение».
«Медленная мода - это будущее. И нам необходимо новое общесистемное понимание того, как перейти к этой модели», - считает профессор Ниинимаки.
Переход к новой модели потребует участия всех заинтересованных сторон. Текстильной промышленности предстоит вложиться в «чистые» технологии и минимизировать отходы, модным домам и магазинам изменить свои бизнес стратегии, а людям снизить свои потребительские аппетиты. Не обойтись и без помощи властей, задача которых изменить глобальные бизнес-правила и ввести расширенную ответственность производителей.
Кроме того, должна быть создана функциональная система для переработки текстиля. На сегодняшний день мощностей явно не достаточно. Чаще всего применяется один из трех способов переработки: механический, химический и термический. Механический - самый простой, но и наименее эффективный. При измельчении волокон качество сырья сильно падает. К примеру, при переработке хлопка лишь 20% такого сырья можно смешать с новым материалом без потери прочности ткани. Химическая рециркуляция более эффективна, но применима не ко всем тканям. Наибольшие сложности возникают при переработке смешанных волокон, которые трудно отделить друг от друга. В этом случае, считают авторы статьи, термическая утилизация с выработкой энергии является более экологичным вариантом, чем любые другие способы переработки.
Смена парадигмы – сложнейшая задача, решение которой потребует серьезных финансовых вложений. Но труднее всего, по мнению исследователей, изменить культуру потребления и значение моды. Это произойдет, когда мы осознаем, что содержимое наших переполненных шкафов в прямом смысле губит планету.