Найти в Дзене
ЮМ

Основные исторические события бронзового века в Южнорусских степях (4)

Почему же «простой киммерийский народ» не хотел сопротивляться скифам, напротив, оказал им поддержку, отвергнув собственную элиту? Очевидно, между правящими слоями киммерийского общества и "простым народом" существовали серьезные противоречия. Единая срубная культура южнорусских степей прекратила свое существование около 1000 г. до н.э. Это значит, что скифо-киммерийская цивилизация испытала какой-то серьезный кризис. В период своего расцвета Срубная культура занимала и Причерноморье, и волго-донские степи. Но уже в 10-9 вв. до н.э. «поздне срубные» традиции поддерживались только к западу от Дона, а на Нижнем Дону появились элементы новой культуры, показывающие, что новая, собственно «скифская» общность вышла к этому водному рубежу. Таким образом, кризис киммерийского царства (конец Срубной культуры) выразился, прежде всего, в «отпадении» его западной части от восточной.

Продвижение скифов с востока, из-за Дона (около 800 г. до н.э.) разрешило острый социальный конфликт и способствовало возрождению единого государства. Поскольку скифы были родственны киммерийцам, по сути, обновление исходило изнутри, от основного центра южнорусской цивилизации, который всегда пребывал в волго-донских степях. Оттого-то и встретил пришельцев «простой киммерийский народ» как освободителей, оттого и обратился против собственной элиты! Никакого «вытеснения» киммерийцев скифами не было. На самом деле были свергнуты только верхние слои общества (о чем «простой народ», как видно из рассказа Геродота, нисколько не пожалел). Местные жители и пришельцы с востока просто смешались, прежнее население вошло в состав новой социально-политической структуры. Эти немногочисленные «настоящие» скифы, пришедшие в Причерноморье с востока, из волго-донских степей, и образовали новую элиту. Поэтому в Передней Азии и других странах 8-7 вв. до н.э. и называли народ, совершавший вторжения из южнорусских степей через Кавказ, двойным именем - и «скифами», и «киммерийцами»: ведь последние и составляли большинство подданых Скифского царства, старое название еще не забылось.

Между тем, основываясь на ассирийских надписях, называющих северный народ, воевавший в Передней Азии в 8-7 вв. до н.э. - гимирри, некоторые исследователи переносят время прихода скифов в Причерноморье только к 700 или даже к 600 г. до н.э., считая, что вторжения в Мидию, Урарту, Ассирию и другие страны осуществляло в первое время еще киммерийское царство. Но эта датировка слишком поздняя. На самом деле все нашествия в Переднюю Азию были совершены уже Скифским царством. Сообщение Геродота (История), что скифы «ворвались в Азию», преследуя отступавших киммерийцев, в общем соответствует датировке падения киммерийского царства, сделано на основании данных археологии - около 800 г. до н.э. (ассирийские источники сообщают о нашествиях "гимирри" с последней четверти 8 в. до н.э.). Более того, на основании рассказа Геродота можно заключить, что экспансию в Переднюю Азию с самого начала вело именно Скифское царство - ведь бежавшие остатки киммерийской армии не могли представлять для кого-нибудь серьезную угрозу. Вообще новые, «свежеобразованные» государства обладают большим запасом энергии - в отличие от старых, несущих на себе тяжелый груз прошлого.

Великая Скифия

В результате в начале 1 тыс. до н.э. практически вся степная зона Евразии оказалась под контролем «скифской» этнополитической общности, связанной родством и единством культуры. «Велесова книга» называет азовско-причерноморскую часть общности Русколанью, где живут и правят русы. Это дополнительное подтверждение идентичности скифов и русов. Этот уникальный по своим размерам и внутренней однородности скифский мир великолепно прослеживается благодаря археологическим находкам: повсюду на бескрайних просторах между Дунаем на западе и Ордосом на востоке, до Китайской стены, обнаруживаются памятники скифского стиля. Более чем на 7000 км простиралась зона находок между 40 и 50 градусами северной широты, она охватывала степи, предгорья и горные пастбища. Это свидетельствует о правомочности концепции (5), по которой в Сибири также проживали древние русы, переселившиеся с севера Евразии. Скифский мир обнаруживался в многочисленных общих элементах культуры и одинаковых предметах. Это свидетельствует о том, что и сибирские просторы были заселены скифами, у которых, по нашим представлениям существовала в Сибири своя общность – Великая Тартария. Так, характерные скифские топоры найдены в Малой Азии, на озере Ван, на Северном Кавказе, в Оренбурге, в Ананьино (Верхнее Поволжье), на Амударье, в Минусинске, Красноярске! Следует заметить, что евразийская общность неповторимой «скифской культуры» сложилась еще в 8-7 вв. до н.э., то есть в то время, которое до недавних пор было принято считать еще «киммерийским». Это еще раз подтверждает, что датировка создания Великого Скифского царства 800 г. до н.э. верна (по ВК это произошло в 7 веке до н.э.).

Казалось бы, ясно, что столь однородная культурная общность принадлежала одному народу. Но, однако же, кое-кому из историков не нравится, что территория, занятая этой общностью, была столь огромной - от Дуная до Китайской стены! Что же это такое? Получается, что скифский народ в 1 тыс. до н.э. занимал примерно ту же территорию, что и русский народ в 3 тыс. н.э.? Тогда невольно напрашивается вопрос: а уж не об одном ли и том же народе идет речь? Именно так и есть, поэтому «скифская проблема» и превратилась в очень и очень «сложную». В самом деле, довольно трудно фальсифицировать столь ясные и непреложные факты. Но если очень хочется, то, как говорится, можно. Вот таким способом пытаются «разделаться» с этими скифами, никак не желающими укладываться в прокрустово ложе тенденциозной схемы. «Сложность проблемы заключалась в том, что не находило объяснения широкое распространение (от Чехии до Байкала) вещей скифского, так называемого «звериного стиля». Казалось (!), что все племена, обитавшие на этом пространстве, - скифские. Многолетнее и тщательное изучение материалов показало, что «звериный стиль» не определяет всей скифской культуры, что на обширной территории распространения звериного стиля существовали локальные культуры, значительно отличающиеся друг от друга». Другими словами, локальные различия внутри единой общескифской культуры пытаются выдать за различия более высокого уровня - межэтнического. Таким образом, Великую Скифию пытаются «стробировать» не только во времени, но и в пространстве! Посмотрим, имеются ли для этого основания.