Скифский период (1000-400 гг. до н.э.). Падение киммерийского царства.
Присвоив эпохе поздней бронзы (1600-1000 гг. до н.э.), когда южнорусские степи занимала Срубная культура, название киммерийского времени, мы можем считать собственно «скифским» временем ранний железный век, то есть первую половину 1 тыс. до н.э. Только после распада Срубной этнокультурной общности (около 1000 г. до н.э.) появилось некоторое различие между «скифами», наследниками ее восточной части, и «киммерийцами», наследниками западной. Но это различие не продлилось долго и не успело зайти слишком далеко. Как сообщают античные историки (Геродот и др.), киммерийское царство пало под натиском скифов, пришедших с востока, из Азии. Сторонники «разрыва» евразийской истории на куски толкуют это так: один народ взял, да и полностью вытеснил другой. Но подобные «замещения» свершаются легко только на бумаге.
Вот что писал по этому поводу выдающийся русский историк Г.Вернадский: «В то время как народы, осевшие в Южной Руси, обозначаются в различные эпохи несхожими именами, мы не можем быть уверены, что каждое изменение имени сопряжено с миграцией целой этнической группы. Оказывается, что время от времени новые правящие роды захватывали контроль над страной, и, несмотря на то, что некоторые группы эмигрировали, большинство местного населения оставалось, лишь принимая примесь крови пришельцев". Для сравнения: та страна, которую мы назваем «Китай», меняла свое название многократно - каждый раз по имени новой правящей династии. Однако у нас нет сомнений, что под разными названиями, под разными политическими формами «скрывается» один и тот же китайский народ. Есть все основания то же самое утверждать и относительно цивилизации южнорусских степей.
Следует напомнить, что под «Азией» в античные времена понимались все земли к востоку от реки Дон. Очевидно, скифы пришли в Европу не слишком издалека, всего лишь - с Волги и Дона к Днепру и Черному морю. Есть ли данные, подтверждающие сообщение о приходе скифов в Причерноморье и их столкновении с киммерийцами? Некоторые историки продвижение скифов объявляют «археологически неуловимым», и тогда рассказ Геродота «зависает» в воздухе, в отрыве от реальных перемещений в пространстве. Конечно, это очень удобно. Но на самом деле так и было – одна правящая элита (скифы) заменила другую (киммерийцев). Вот и все объяснение. Народ не поменялся, произошла смена власти, т.е. управляющей верхушки. Но, конечно, власть так просто не отдают. Поэтому имеются археологические подтверждения реальности скифо-киммерийской войны. Выясняется, что уже в 8 в. до н.э. нижнедонские степи были заселены скифами, поскольку преемственность культуры в позднейшую эпоху полностью сохранялась. Дон в начале 1 тыс. до н.э. был границей «Киммерии» (простиравшейся в Приазовье-Причерноморье на запад от Дона вплоть до Карпат и низовьев Дуная) и «Скифии» (на восток от Дона до Волги, южного Приуралья и далее на восток). Около 800 г. до н.э. донской рубеж был прорван: именно к этому времени относится внезапная гибель группы нижнедонских поселений (Кобяково, Гниловское, Хапровское и др.) так называемой кобяковской культуры эпохи поздней бронзы, преемственной с общекиммерийской – Срубной культурой. Это и был момент нашествия скифов в Европу.
Здесь сделаем очень важное отступление. Обозначенное выше время коррелирует с приходом племени русов по «Велесовой книге» с иранского нагорья на Кавказ в ходе длительной миграции из Священного Семиречья у о. Балхаша и обоснование в дальнейшем на Кавказе с возведением в 9 в. до н.э. первой русской столицы Киева-древнего у подножия Эльбруса. В этом регионе остается править Кий-древний, а два его брата Щек и Хорив уходят на запад в поиске лучшей доли. Разделиться братьям велел отец Арий. Связав археологию и сведения «Велесовой книги», можно сделать вывод, что движение Щека и Хорива и было тем импульсом, судя по всему, именно около 800 г. до н.э., который позволил прорвать донской рубеж.
К этому необходимо также добавить, что Срубная культура действительно формировалась от Урала. Как известно, Аркаим был оставлен около 1600 года до н.э., и народ там проживающий двинулся оттуда, скорее всего, в двух направлениях – на запад и на юг. Об этом также говорит «Велесова книга», повествуя о расколе племени русов, где они проживали в Арийской земле, на две части. Одна часть, возглавляемая Орием, двинулась на запад. Это и фиксируется археологически появлением Срубной культуры к западу от Урала. А другая часть во главе с князем Киськой двинулась на юг и дошла до гор Ирийских (Тянь-Шань) и поселилась в Семиречье. Затем эти две части одного племени русов (ариев) соединились уже в Приазовских степях, куда к носителям Срубной культуры (потомкам Орея) пришли через 500 лет потомки князя Киськи. Соединившись воедино, русы двинулись затем на запад.
Становится понятным, что рассказ Геродота о скифском вторжении в Киммерию нельзя толковать так, что на жителей Северного Причерноморья неожиданно напал, дескать, какой-то совершенно незнакомый и чужой им народ, прибывший из «глубин Азии». Тем более странной выглядит принятая некоторыми историками датировка этого события 700 или даже 600 г. до н.э. В свете выявленных очень ранних греко-скифских контактов и данных археологии о гибели позднекиммерийских поселений на Дону около 800 г. до н.э. это представляется совершенно некорректным. Вторжение скифов с Волги и Дона в Причерноморье следует понимать не как «вытеснение» одного народа другим, совершенно чужим, а как внутрисистемное, чисто политическое перемещение. Другими словами, около 800 г. до н.э. в южнорусских степях сменилась только политическая власть. Сообщение античных источников о том, что «скифы сменили киммерийцев», на самом деле означает: скифское царство пришло на смену киммерийскому. Термин «царство» - нисколько не преувеличение. Несомненно, по мнению Н.Васильевой, что и скифы, и киммерийцы имели к тому времени вполне полноценные государственные образования. Иначе никак нельзя объяснить последовавшую в 7 в. до н.э. великую скифскую экспансию в Переднюю Азию. Чтобы громить Ассирию, Урарту, Лидию, требовалось иметь государственные структуры хотя бы того же уровня! Разделяем эту точку зрения, приводя факты из «Велесовой книги», где отмечено, что в 7 в. до н.э. на территории, занятой скифами (по академической науке) или русами (по «Велесовой книге»), было образовано государство Русколань, которое просуществовало почти 1000 лет до распада на Антию и первую Киевскую Русь в 4 веке.
Вообще не следует недооценивать социально-политическую организацию народов Европы и континентальной Евразии в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Экономика была развита, в сущности, ничуть не хуже, чем в средние века; средства сообщения - тоже (конный транспорт, флот). Это создавало возможность для появления сложных управленческих структур. Г.Вернадский считал, что образование первого государства (киммерийского) в русских степях следует отнести к рубежу 2 и 1 тысячелетий до н.э., но даже такая датировка явно занижена. Вспомним, что по Геродоту (опиравшегося на «живую» традицию), скифская государственность восходит еще к 16 в. до н.э.!
Но сложная управленческая структура требует энергии для своего поддержания, ее развитие сопровождается острыми кризисами. Обратимся к сообщению Геродота, чтобы убедиться: он говорил скорее о социально-политическом, чем о межэтническом конфликте. Согласно автору «Истории», вторжение скифов вызвало среди киммерийцев настоящий раскол. Правящие слои решили сопротивляться до конца, тогда как простой народ...поддержал пришельцев. И вот, вместо того чтобы дружно воевать со скифами, киммерийцы принялись драться между собой (очевидно, элита общества - с простым народом). Киммерийский «правящий класс» потерпел поражение, и тогда скифы заняли Приазовье-Причерноморье без боя!