Найти тему
Подумалось мне часом

Как в Средневековье святых и демонов сплавляли

Христианство, как известно, считало страшной ересью любую магию, особенно связанную с демонами. Где-нибудь в Европе за такое хобби вполне реально было угодить на костер.

Тем удивительнее феномен так называемых "змеевиков", широко распространенных на Руси в Средневековье. Змеевики - это охранные амулеты, в которых в буквальном смысле слова были сплавлены христианство и демоническая магия. Амулеты эти делались из полудрагоценных камней вроде яшмы, либо из золота, серебра или сплавов.

Лицевая сторона представляла собой обычную православную икону с изображением Христа, Богородицы, архангелов, либо сильных святых вроде Николая Угодника или Никиты Бесогона. Вариантов много, в общем.

А вот на реверсе было без вариантов. Там всегда была змееногая и змееволосая демоническая женщина, у которой, по преданию, было 12 имен. В Византии, откуда к нам и пришли эти амулеты, ее называли Истера, на Руси - Дъна.

Змеевик, конец XII – начало XIII века. Суздаль (?). Яшма; резьба. Государственный исторический музей. М. В. Щепкина полагает, что суздальский змеевик принадлежал княгине Марии Ивановне, жене владимирского князя Всеволода, и считает его выполненным древнерусским мастером.
Змеевик, конец XII – начало XIII века. Суздаль (?). Яшма; резьба. Государственный исторический музей. М. В. Щепкина полагает, что суздальский змеевик принадлежал княгине Марии Ивановне, жене владимирского князя Всеволода, и считает его выполненным древнерусским мастером.

В древних манускриптах манускриптах подчеркивалось, что демон этот имел двенадцать голов (имен), соответствующих двенадцати его козням, что изображение этих двенадцати имен являлось защитой от вредоносного демона. Амулеты носили всегда так, чтобы изображение демона прилегало к коже, а святой - смотрел наружу.

Змеевик XII века, Киев, золото. Диаметр – 4,8. Поступил в 1888 году из Императорской Археологической комиссии. Найден в 1886 году в деревне Ковшич бывшего Краснинского уезда Смоленской губернии. По месту находки назван «Смоленской гривной». Государственный Эрмитаж, инв. № 2032/1
Змеевик XII века, Киев, золото. Диаметр – 4,8. Поступил в 1888 году из Императорской Археологической комиссии. Найден в 1886 году в деревне Ковшич бывшего Краснинского уезда Смоленской губернии. По месту находки назван «Смоленской гривной». Государственный Эрмитаж, инв. № 2032/1

Интересно, что, наряду с православными молитвами, почти на половине дошедших до нас змеевиках присутствует один и тот же текст. Это текст древнего магического заговора, сильного настолько, что его даже в описаниях находок обычно опускают. К примеру, знаменитая "черниговская гривна" описана так:

-4

"На лицевой стороне — изображение архангела с надписью на старославянском «Михаил» и по краю текстом молитвы по-гречески «Свят, свят, свят …». На оборотной стороне — женская голова, окружённая переплетенными змеями, по краю — текст на старославянском: «Господи, помоги рабу своему Василию. Аминь», вокруг которого — текст заговора на греческом языке".

Так называемая «Черниговская гривна» (найдена близ этого города).  Вторая половина XI века, золото. Предположительно принадлежал киевскому князю Владимиру II Мономаху.
Так называемая «Черниговская гривна» (найдена близ этого города). Вторая половина XI века, золото. Предположительно принадлежал киевскому князю Владимиру II Мономаху.

Если вы до сего времени про "сильные магические амулеты" читали только в книжках жанра фэнтези, сегодня у вас есть уникальная возможность посмотреть на реальные амулеты. Ниже - подборка изображений сохранившихся змеевиков:

Богоматерь Одигитрия. Средник складня-змеевика. Новгород, XVI в. Медный сплав, литье, серебрение. 5.2 × 4.2 × 0.4 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Богоматерь Одигитрия. Средник складня-змеевика. Новгород, XVI в. Медный сплав, литье, серебрение. 5.2 × 4.2 × 0.4 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
"Крещение Господне", змеевик, XII–XIII вв. Медь, литье. 4.5 × 4 см. Государственный Эрмитаж
"Крещение Господне", змеевик, XII–XIII вв. Медь, литье. 4.5 × 4 см. Государственный Эрмитаж
"Русские святые Борис и Глеб", змеевик, XII–XIII вв. Медь, литье. 6.5 × 5.5 см. Государственный Эрмитаж.
"Русские святые Борис и Глеб", змеевик, XII–XIII вв. Медь, литье. 6.5 × 5.5 см. Государственный Эрмитаж.
"Великомученик Феодор Стратилат", змеевик. Новгород (?) XIII–XIV вв. Красная медь, литье. Диаметр 5.2 см. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва.
"Великомученик Феодор Стратилат", змеевик. Новгород (?) XIII–XIV вв. Красная медь, литье. Диаметр 5.2 см. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва.
"Великомученик Никита Бесогон, побивающий беса", средник складня-змеевика, Новгород, XV в. Красная медь, литье. 5.7 × 4.6 × 0.4 см. Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева, Москва
"Великомученик Никита Бесогон, побивающий беса", средник складня-змеевика, Новгород, XV в. Красная медь, литье. 5.7 × 4.6 × 0.4 см. Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева, Москва
Змеевик с изображением святых бессребреников Козьмы и Дамиана, XII в.
Змеевик с изображением святых бессребреников Козьмы и Дамиана, XII в.
Серебряный змеевик с изображением Архангела Михаила, XII век.
Серебряный змеевик с изображением Архангела Михаила, XII век.
Образок-змеевик с изображением Св. Георгия, XII век.
Образок-змеевик с изображением Св. Георгия, XII век.

Ну и последнее. Текст того самого древнего таинственного заговора вы сможете прочесть в последней главе моей книги "Адашев. Северские земли", написанного в жанре исторической фантастики. Читайте бесплатно прямо сейчас! https://author.today/work/54051

-14