Найти тему
Юрий Базанов

Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 2

Но со временем отношение Сталина к религии резко изменилось. Изменилось, несмотря на то, что он всегда был последовательным в достижении прагматических целей выживания, сохранения и экспансии коммунистического режима. Либерализация церковной политики благоприятно вписывалась в контекст нового имиджа СССР с его отказом от «мировой революции», роспуском Коминтерна, возвращением многих дореволюционных названий городам и улицам.

В условиях вынужденного военно-политического союза с Великобританией и США Сталин оказался перед необходимостью прекратить антирелигиозную и антицерковную кампании в СССР, которые имели крайне негативное воздействие на общественное мнение союзных держав. В мае 1943 года в Москву приезжает спецпредставитель Рузвельта Джозеф Дэвис, с которым советский лидер имел очень хорошие отношения. Он встречается со Сталиным и горячо уверяет его, что единственные барьеры на пути к полному взаимопониманию между Москвой и Вашингтоном — это существование Коминтерна и отсутствие религиозной свободы.

Франклин Рузвельт прямо обусловил оказание помощи со стороны США ослаблением репрессий против религии в СССР. «Уже в конце октября 1941 года прибывший в Москву его представитель сообщил Сталину об обеспокоенности американской общественности судьбой Русской церкви, передал просьбу президента улучшить её правовое и политическое положение в России».

Реагируя на этот «звоночек», в январе 1942 года СССР подписал, так называемую, Декларацию 26 государств. Примкнувшие к ней страны обещали не заключать с немцами сепаратного мира и бороться с нацистами до конца ради "защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы". Именно «…религиозной свободы…» Теперь Советский Союз был связан определёнными обязательства и надо было им соответствовать.

Тегеранская конференция состоялась в ноябре – начале декабря 1943 года, но ещё до её начала, в сентябре быстрыми темпами решается вопрос о воссоздании церковных структур в СССР. Естественно, с прицелом на использование Церкви во внешнеполитических целях для усиления советского влияния. Команду на возрождение Церкви дал Сталина после встречи в Кремле с её высшими иерархами 4 сентября. И колёса закрутились. Закрутились очень быстро.

Уже 8 сентября 1943 года состоялся Собор епископов, избравший Сергия Патриархом Московским и всея Руси. В тот же день был образован Священный синод «при Патриархе», в состав которого вышли три постоянных члена: митрополит Ленинградский Алексий, Киевский Николай и архиепископ Горьковский и Арзамасский Сергий. Патриаршая церковь была легализована де-факто и получила своё нынешнее официальное наименование — Русская православная церковь. Запомним это. Термин «православная» ещё сыграет свою заглавную роль. Но это будет потом.

А тогда нарком В.Н. Меркулов информировал Сталина о положительных откликах иностранных дипломатов и политэмигрантов на избрание митрополита Сергия патриархом. Положительно восприняли избрание Московского патриарха большинство зарубежных автокефальных православных и иных христианских церквей. Поздравительные послания Патриарх Сергий получил от Константинопольского, Александрийского и Антиохийского патриархов.

12 сентября 1943 года возобновилось издание « Журнала Московской патриархии». Как по мановению «волшебной палочки» возобновилась внешнеполитическая деятельность Патриархии - по приглашению его руководства с 19 по 28 сентября 1943 года в Москве находился второй по старшинству иерарх Церкви Англии архиепископ Йоркский. И уже 24 сентября The New York Times сообщала о его твёрдом убеждёнии в том, что «в Советском Союзе существует полнейшая свобода религии». Как бы в подтверждение этих слов подавляющая часть духовенства, находившегося в лагерях была освобождена из заключения.

Эффект от визита делегации Англиканской церкви в СССР, несомненно, оказал воздействие на позицию союзников, готовившихся тогда к конференции "Большой тройки" в Тегеране. Но «союзники» даже не догадывались, что их восточный «коллега» уже озаботился открытием «третьего фронта». Фронта против них же самих. И ставку Сталин делал именно на Церковь, за возрождение которой так ратовали на Западе. «Как аукнится, так и откликнется», - гласит русская пословица.

Идея была проста, как и всё гениальное. Надо было воплотить в жизнь давнишнее утверждение церковников о том, что Москва – это «Третий Рим». Москва, как мыслил Сталин, вполне подходила на роль Центра мирового православия, так сказать, православного Ватикана. И для этого были все основания. И вероятность реализации этого плана была очень высока.

Идея была проста, как и всё гениальное. Надо было воплотить в жизнь давнишнее утверждение церковников о том, что Москва – это «Третий Рим». Москва, как мыслил Сталин, вполне подходила на роль Центра мирового православия, так сказать, православного Ватикана. И для этого были все основания. И вероятность реализации этого плана была очень высока.

Давая разрешения избрать Патриарха, открыть часть церквей, монастырей и даже семинарий, издавать официальный журнал Московской Патриархии, сталинский режим даже в мыслях не держал сделать Церковь независимым институтом. Целеустремлённый и циничный советский лидер посчитал, что можно закрыть глаза на существование в советском обществе религии в обмен на безусловную лояльность и подконтрольность возрождённой церкви, которая должна была стать дополнительным инструментом «советской дипломатии» после войны.

Еще до встречи 4 сентября 1943 года руководство РПЦ сделало все, чтобы продемонстрировать Вождю свою лояльность. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий в ноябре 1942 года уже назвал Сталина «Богоизбранным вождем воинских и культурных сил России». Вот так-то. Богоизбранный вождь. А совсем недавно церковнослужители называли «помазанником божьим» русского царя. Но с того времени многое изменилось. В том числе и позиция церкви. Теперь РПЦ открыто признавала себя «послушным» винтиком новой государственной машины, которая неустанно работала над реализацией амбициозных планов Сталина, и будет служить ему, «не жалея живота своего». Теперь можно было думать и о проведении Вселенского Собора в Москве.

Под неусыпным надзором строгого куратора из НКВД работники креста и сутаны РПЦ готовили обращение к духовным лидерам мирового христианства. Для этого они ещё раз очень тщательно «перелопатила» все известные исторические факты. Вроде бы, всё складывалось благоприятно. Судите сами. Исторически христианство как термин и общественное явление возникло в I веке. По свидетельству новозаветного текста «Деяния апостолов», термин христиане впервые вошёл в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии. Она объединяла приверженцев и последователей учения Христа, а Христос переводится с греческого как спаситель.

На вопрос, где родился Спаситель, однозначного ответа нет. Раннехристианские источники не единодушны в своих свидетельствах. С одной стороны, Иисус был широко известен как «Назарянин», а подобные наименования давались в соответствии с местом рождения. И кроме того, самое древнее из Евангелий - Евангелие от Марка родным городом Иисуса называет Назарет. Но вот с другой стороны, христианская традиция, опираясь на Евангелия от Матфея и Луки, уверенно называет местом рождения Иисуса город Вифлеем. Правда не уточняется о каком именно из двух Вифлиемов идёт речь. А они расположены достаточно далеко друг от друга. Да, собственно, и не особенно важно в какой части неба появилась «вифлиемская звезда», когда речь идёт о божественном происхождении Мессии.

Вполне достаточно знать, что Сын Божий родился в провинции Иудея Римской империи и там же проповедовал покаяние перед лицом наступления Царства Божьего, собирая вокруг себя много последователей. Там же он стал искупительной жертвой за грехи людей, подвергнувшись распятию по наущению фарисеев и по приказу римского прокуратора Понтия Пилата. После смерти Иисуса христианство начало стремительно распространяться по всей империи, и в этом большую роль сыграли два ученика Иисуса - Петр и Павел. Бывший рыбак и фарисей посвятили свою жизнь проповеди учения Христа и были казнены в Риме в шестидесятые годы новой эры по приказу императора Нерона.

Но ученики и последо­ватели Иисуса Христа — апостолы продолжили проповедовать христианство за пределами Палести­ны. И Новая вера быстро распространилась по всей Рим­ской империи. Изначально христианство рассматривалось как одна из многочисленных сект иудаизма, но это оказалось ошибкой. Уже в первые десятилетия своего существования оно получило широкое распространение среди греко-римлян Сирии. Причина заключалась в том, что Иудея была окончательно присоединена к Римской империи в 6 году новой эры и в административном отношении подчинялась Сирии.

Христианство находилось под сенью иудаизма приблизительно до 80 года, а потом пошло своей дорогой. В Палестине происходит окончательное выделение христианства из иудейской среды и, благодаря содействию Константина, христиане получают право «заведовать святыми местами». Финикийские синоды тоже обособились. Столпом христианства там было греческое населения приморских городов. Внутри страны христианство торжествовало в Дамаске и Пальмире. Антиохия - «прекрасный город греков» в Сирии считался в то время столицей восточного христианства. И именно откуда учение Христа начало своё победное шествие по языческому миру.

Но христианская идея единобожия вошла в конфликт с государственной религией Рима, провозглашавшей императоров богами. Из-за того, что христиане отказывались поклоняться обожествлённым статуям императоров и не принимали участия в религиозных празднествах, они подвергались жестоким гонениям. Террор в отношении христиан с различной степенью интенсивности продолжался до конца второго столетия. «Подавленное на некоторое время это зловредное суеверие распространилось опять, и не только в Иудее, где возникло это зло, но и в самом Городе, куда отовсюду стекаются гнусности и бесстыдства, и где они процветают», — писал римский историк Публий Корнелий Тацит.

Но, справедливости ради, надо отметить, что уничтожить христианство старались даже не столько Римские власти, сколько сами же соплеменники-иудеи. Им очень не нравилось, что Спаситель вместо призывов к освободительной войне и к последующему завоеванию Израилем всего мира говорил о том, что он «царь исключительно мира, а не войны» и с негодованием отвергал тему мировладычества, как явное «искушение диавола». Иисус учил, что «царствие Божие не приходит видимым образом, а находится в душах людей». И это нашло отражение практически во всех евангелиях.

Но ещё за 400 лет до возникновения христианства древнегреческий философ Сократ провозгласил добродетель единственным источником и залогом счастья: - «Это Она управляет движением небесных светил и через них жизнью всех людей». О взаимосвязи людей и высших сил в Библии написано, что люди не рабы, а "вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы" (Пс 81:6), и Иисус говорил: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца" (Иоанна 15:15).

Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 1

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/stalin-i-pravoslavie-nyne-i-prisno-i-vo-veki-vekov-1-5e9942577e9eda6dc0c46f10

Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 2

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/stalin-i-pravoslavie-nyne-i-prisno-i-vo-veki-vekov-3-5e994c937dcaf814677001f4

Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 3

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/stalin-i-pravoslavie-nyne-i-prisno-i-vo-veki-vekov-5-5e9957f8bccf9823849f8d70

Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 4

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/stalin-i-pravoslavie-nyne-i-prisno-i-vo-veki-vekov-7-5e996e49332e452605d6da0b

Автор канала Юрий Базанов предлагает 1 и 2 части своей книги «Вход в реальность» за 116 рублей каждая. В интернет - магазинах продаётся только 1-я часть по цене 176 рублей. Жду заявки на своей почте yuriy.bazanow@yandex.ru.

Дополнительная информация в публикации Осознание самосознания. Собственного и национального.

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/osoznanie-samosoznaniia-sobstvennogo-i-nacionalnogo-5ecccfd84e581f13f4e56fb1

Православие
0