Триз-педагог Алла Нестеренко рассказывает об играх, которые помогают учить детей решать проблемы.
Начнем мы с игры «Верю-не верю».
Есть несколько вариантов этой игры.
Впервые я столкнулась с этой игрой, когда поступила в аспирантуру. Мы с моими будущими коллегами играли, чтобы лучше узнать друг друга. Каждый рассказывал о себе какую-то историю, остальные должны были поверить или не поверить. Таким образом мы очень много интересного узнали друг о друге.
Через некоторое время я встретила описание этой игры в литературе по детской психологии. И там предлагается использовать ее для того, чтобы формировать у ребенка критическое мышление.
Поделюсь своими представлениями, как можно и как стоит использовать эту игру.
Для начала обсудим, как можно играть с детьми. Вы говорите ребенку какой-то факт, а ребенок должен ответить, верит он в этот факт или нет и объяснить почему.
С маленькими детьми можно начать с самого простого.
Например, у зайца длинные уши – веришь или не веришь? Почему веришь?
Ребенок рассказывает, что видел изображение живого зайца и на картинке у него длинные уши. Может быть, он видел это много раз. Стоит обсудить с ребенком, что да, действительно, в это можно поверить.
Задаем следующий вопрос - у зайца из ушей растет морковка, веришь или не веришь? Ребенок отвечает и объясняет, почему он, например, не верит. И снова нужно обсудить, надо ли верить в этот факт и почему.
Если регулярно играть с ребенком, предлагая ему какие-то обстоятельства, в дальнейшем можно ссылаться на игру, когда возникают какие-то реальные проблемы.
Первая ситуация – обучение ребенка безопасности.
Задаете ребенку вопрос: кто-то взрослый предлагает тебе пойти с ним в подъезд и он тебе даст конфету – веришь ты ему или не веришь? Нужно ли в такой ситуации верить? Или нужно не верить? И обязательно обсудить почему.
Вторая ситуация – работа с тревожностью.
Довольно частая история. Ребенок-школьник. Вроде хороший учитель, вроде ребенок успешен. Но возникают ситуации, которые его пугают.
Например, учитель пытается включить мотивацию учеников к обучению и говорит: «Тех, кто плохо читает, я отведу к завучу, чтобы завуч проверил, как они читают.»
Ребенок приходит домой в трансе и в ужасе с мыслями, что если я буду плохо читать, меня отведут к завучу. У ребенка возникает тревожность.
В этой ситуации можно поиграть.
Задаем ребенку вопросы:
- Завуч, наверное, тебя укусит? Веришь в это или не веришь?
- Завуч, наверное, закроет тебя в кабинете? Веришь или не веришь? А ты видел когда-нибудь детей, закрытых в кабинете? Или тебе кто-то рассказывал про это?
- Завуч, наверное, будет очень громко кричать? Кричать так, что ты испугаешься и все вокруг испугаются? Веришь или не веришь? Почему? А ты когда-нибудь слышал, что завуч ужасно громко кричит? И так далее.
Таким образом мы можем отстраивать у ребенка какие-то страхи и тревоги.
Но начинаем мы с того, что просто играем в игру «Верю-не верю».
Еще одна ситуация – критическое мышление при обработке информации.
Много учебной информации дети ищут в интернете. Ребенок, наученный играть в «Верю-не верю», будет понимать, что не всему, что он нашел в интернете, можно верить. В современных условиях это очень важный аспект.
Игра «Верю – не верю» - попробуйте поиграть с детьми!
Искренне благодарим, что прочитали. Если тема для Вас интересная, поддержите - поставьте лайк и подпишитесь на наш блог.
#доманескучно #триз #развитие детей #игры для детей #обучение дома