Недавно в комментариях к моей статье про израильское гетто разгорелась новая баталия. И если раньше меня атаковали антисемиты, то на этот раз накинулись "самые еврейские из евреев", религиозные традиционалисты, суровые стражи скреп и устоев. Не буду цитировать, как меня оскорбляли (хотя там есть настоящие перлы) и что мне там ставили в вину. Если интересно, почитайте сами. Но думаю, что нужно немного пояснить мою позицию. Разумеется, это никого не убедит. Фанатики, особенно агрессивные, они вообще не воспринимают никаких доводов. Но меня ведь читают не только фанатики. Во всяком случае, очень на это надеюсь. Поэтому для всех, кому хотелось бы разобраться в сути противоречий, я скажу следующее.
Я верю, что нельзя осуждать людей только за то, что они другие. Это касается чего угодно - расы, пола, национальности, вероисповедания, пищевых предпочтений, сексуальной ориентации или литературных вкусов. Каждый сходит с ума как хочет, это его право. За одним исключением. Если только люди сами не начинают навязывать другим свои взгляды. Например, я не гомофоб, но гей-парады мне кажутся довольно раздражающими. Я считаю, что ваша ориентация - это ваше дело. Но согласитесь, было бы глупо, если бы натуралы устраивали карнавальные шествия, чтобы орать на всю округу, что они практикуют разнополые связи. Ну, практикуем и слава богу, зачем эти громогласные декларации с выпячиванием довольно интимных подробностей нашей жизни? Это навязчиво и пошло.
Или возьмите каких-нибудь футбольных фанатов, которые, собираясь толпами, с мегафонами и факелами устраивают на улицах свои вакханалии. Всё понимаю, для них это акция единства, ощущение общего драйва. Это наверняка очень приятно щекочет нервы. Но окружающим, особенно не болеющим за команду, которую восхваляет разгоряченная толпа, это совсем не кажется ни приятным, ни уместным. Предположу, что большинство окружающих осуждает такое поведение, но вовсе не за то, что шумные ребята болеют за другую команду. Просто ведут они себя агрессивно.
Вот ровно то же происходит между ортодоксальными евреями и всеми остальными, в том числе евреями светскими. Я уже писал о том, что для большинства ортодоксов (а они на самом деле представляют множество самых разнообразных направлений иудаизма) все, кто не разделяет их фанатичный подход к вере, не имеют права называться евреями. Но беда не в этом, а в том, что они предпочитают очень агрессивно насаждать свою точку зрения повсюду. Светские же евреи убеждены, что еврейство - это национальность, передающаяся вам по крови от предков, а вовсе не религиозная категория. Можно быть евреем и не быть иудеем, проще говоря. Так же, как можно быть иудеем по вере, но не быть евреем по крови. И подтверждений тому масса. Люди нередко принимают иудаизм, просто потому, что разделяют его взгляд на мир. Для этого нужно пройти определенные ритуалы и в конце концов стать полноправным иудеем. Сможете ли вы называться евреем после этого? Светские скажут, что нет, а религиозные - что безусловно.
Но вот в чем тут фундаментальная разница.
Я, как типичный светский еврей, смотрю на ортодоксов с удивлением и иронией. Именно такое ощущение вы найдете в моих текстах. Никак не осуждение чужого образа жизни. Да, меня раздражает всяческое высокомерие, навязчивая привычка всех поучать и одергивать, маниакальная уверенность в своей и только своей правоте и желание заставить всех подчиняться ими выбранным правилам. Но меня это раздражает не только в ортодоксах, как я уже пояснял выше. Тут ничего личного. А вот противная сторона на личности переходит мгновенно, отвечая ненавистью и оскорблениями. И это странно. Ну, казалось бы, мое мнение для них не должно иметь значения. Хотите высмеивать мой образ жизни - ради бога, я совершенно не возражаю. К чему эти попытки непременно искоренить противоположную точку зрения? Разве люди, прочитав статьи, написанные с разных позиций, не сумеют сами разобраться, с каким мнением они согласны?
Кстати, мне бы интересно было узнать мнение людей, которые меня читают. Вы действительно находите мои тексты вызывающими или оскорбительными? Комментируйте, не стесняйтесь.
P.S.
Прочитав первую сотню комментариев к этой статье, решил дополнить текст одним показательным примером.
Итак. На днях один зараженный коронавирусом ортодокс отправился в недавно вновь открывшийся магазин Икеа в Ришон-Ле-Ционе без маски и перчаток. Уж не знаю, как его там вычислили, но он таки попался. На вопрос, зачем он так поступил, прекрасно сознавая все риски для окружающих, он ответил: "Чтобы наказать грешников".
У меня всё.