Наверное, первое, что приходит в голову, когда заговаривают о гетто, это гетто негритянское, потому что такое словосочетание чаще использовалось. У Элвиса Пресли даже есть песня с таким названием. Однако возникновение гетто как понятия связано исключительно с евреями.
В 16-м веке в Венеции был создан район, специально предназначенный для обособленного проживания евреев. Собственно, слово "гетто"итальянское, хотя практика селить евреев в европейских городах отдельно от местного населения известна примерно с 12-го века. Просто называлось это иначе.
При этом важно понимать, что хотя гетто и является признаком дискриминации, евреи тем не менее часто сами предпочитали жить особняком. Это, кстати, подливало масла в огонь антисемитизма. Потому что - а чего это они нас сторонятся? Мы что, недостаточно хороши для них? Или они там внутри задумывают против нас какую-нибудь пакость? И не поспоришь, когда кто-то живет так закрыто, это неизменно вызывает подозрения. Но евреям, живущим вне родины, было важно сохранить свою национальную идентичность, язык, религию, традиции. Если бы они рассеялись и полностью ассимилировались, от народа не осталось бы ничего. Именно эти упрямые общины, разбросанные по всему миру, сберегли культуру и тот уникальный взгляд на мир, который всегда отличал евреев от всех остальных. И в этом смысле желания европейцев и самих евреев изолироваться друг от друга отчасти совпадали.
Почему отчасти? Да потому что гетто, куда евреев селили принудительно, зачастую были способом указать им их место, навязать статус изгоев цивилизованного мира. Примерно так же европейцы относились, например, к цыганам.
Условия жизни в гетто были самыми разными. Это зависело от отношения общества к евреям в каждый конкретный промежуток времени. Если юдофобские настроения были не слишком сильны, евреи, даже жившие отдельно, могли процветать. В Пражском гетто, например, где евреев в середине 19-го века указом императора признали равными в правах со всеми остальным жителям империи, можно увидеть очень впечатляющие здания, в которых в свое время определенно жили весьма небедные люди. Но когда власть была в руках наиболее радикальных антисемитов, еврейские кварталы превращались в подобие концлагерей. Например, в Варшаве с приходом нацистов.
Но вот интересный вопрос, существуют ли еврейские гетто сейчас?
Да, вполне.
И, как ни странно, есть они даже в Израиле. Разумеется, никто уже не загоняет туда людей принудительно, однако желание обособиться от окружающего мира у определенной части евреев сильно до сих пор.
Например, в Иерусалиме есть колоритный район Мэа-Шеарим, который, как ни крути, самое настоящее добровольное гетто. Тут живут наиболее фанатичные ультраортодоксальные евреи, которые считают всех остальных израильтян предателями, отступниками и вообще неевреями. А быть неевреем для них означает то же самое, что быть евреем или цыганом для нацистов, то есть быть людьми низшего сорта. Внешний мир они считают вызывающе неправедным и греховным. Поэтому район Мэа-Шеарим выглядит как крепость: здания по периметру плотно соединяются одно с другим и лишь несколько ворот позволяют переходить из внешнего мира в гетто. При желании эти ворота наглухо закрываются, и жители полностью изолируются от внешнего мира.
Зачем им изолироваться? Ну, например, затем, чтобы в шабат и многочисленные религиозные праздники по улицам не ездили машины, не шастали толпы неподобающе одетых туристов, фоткающих все вокруг, болтающих по телефонам и на каждом шагу нарушающих всевозможные запреты. Это вроде карантина от любой еретической заразы, призванного сохранить духовное здоровье тех, кто заперся внутри. По той же причине они предпочитают общаться со своими и заключать браки только внутри общины.
Район этот очень бедный. Здания тут ветхие, не ремонтировавшиеся, судя по всему, никогда. Квартиры в кошмарном состоянии. На улицах грязь и мусор. При том, что остальной Иерусалим, хоть и не эталонно чистый город, но все же до такого чудовищного состояния себя не доводит. Многие считают, что это оттого, что все ортодоксы бездельники. Мол они только молятся, нигде не работают, даже у себя в домах порядок навести не могут. А живут исключительно на пособия, которые обеспечиваются немаленькими налогами остальных израильтян. Это не совсем справедливо. В иудаизме множество различных течений, и некоторые ортодоксальные общины не запрещают своим членам работать и платить налоги. Хотя, самые строгие ревнители веры, конечно, считают любой труд ниже своего достоинства. Их миссия - молиться и ждать прихода мошиаха, спасителя (Иисуса они таковым не считают), который вознаградит праведников и разберется с остальными.
Для молитвы и вообще праведной жизни внутри гетто масса возможностей. Тут и свои синагоги, и раздельные школы, и магазины религиозных принадлежностей, книг, особенной одежды и обуви, мастерские париков для женщин и пристойных головных уборов для мужчин. Продукты тут продаются исключительно кошерные, без вариантов.
Иерусалим вообще довольно строго придерживается традиций. Например, в шабат тут вообще почти ничего не работает, в отличие от других крупных городов вроде Хайфы или тем более Тель-Авива. Но даже тут в субботу можно найти исключения. А вот в Мэа-Шеарим никаких исключений не бывает. Жизнь тут, как будто в конце 19-го века, только с кондиционерами.
Зачастую туристы, зебредшие сюда, как в диковинный заповедник, жалуются, что к ним тут относились недружелюбно, а то и агрессивно. Но на самом деле этого следует ожидать. Если взглянуть на ситуацию глазами жителей района, вы поймете, что они тщательно сводят контакты с такими, как вы, к минимуму. И поэтому очень раздражатся, если вы наоборот стараетесь навязать им свое общество. Собственно, именно для того, чтобы отгородиться от нас с вами, они и создают свои добровольные гетто.