Найти в Дзене
Задумчивый танкист

Воспоминания фронтовика Дьячкова Фёдора Дмитриевича

Продолжение
Перед тем, как встать на самостоятельную жизненную дорогу, директор техникума решил совершить с нами путешествие по Волге, от Сызрани до Горького. В это путешествие были отобраны выпускники, успешно окончившие техникум, принимавшие активное участие в общественной работе.

30 человек возглавлял поездку директор техникума Анатолий Григорьевич Соловьев. С ним ехала и его жена Мария Андреевна.

Мы ехали на колесном пароходе « Молотов – Скрябин» ( плыли ). Взяли с собой биллиард, шахматы, шашки. Плыли в каютах 3 – го класса, но там только ночевали, днем же все время находились на палубе, в салоне играли в шахматы, шашки, биллиард.

Я впервые плыл на такое большое расстояние, в большой город и большой реке. До этого я плавал по Волге, но только от Самары до Сызрани. А тут предстояло посмотреть красивые Жигули, города Ульяновск, Казань, Чебоксары, Горький. Все наши студенты – выпускники находились в состоянии большого подъема, отличного настроения. Все для нас было новым, привлекательным. Директор со своей женой все время были серьезными, объясняли, рассказывали. Питались в ресторане. И это для нас тоже было привлекательным, интересным, резко отличающимся от питания в нашей студенческой «столовке».

В Ульяновске поднялись по 700 – ступенчатой лестнице от пристани на «Венец». В Казани проехали от пристани на трамвае до Кремля, осмотрели Кремль, башню Сююмбеки. Венцом нашего путешествия был город Горький. Здесь для 2- х дневного пребывания в городе нас устроили на ночлег в общежитие пединститута на набережной Волги. Перед окном нашей комнаты открывался великолепный вид Волги. На второй день мы осмотрели Кремль, а вечером посетили оперный театр.

Чудо – путешествие наше по Волге прошло успешно и запомнилось нам на всю жизнь. Прощались трогательно, со слезами. Знали, предчувствовали, что с некоторыми не увидимся никогда. Ведь 3 года учебы, проживания в общежитии, сдружило нас, мы привыкли друг к другу, по – настоящему полюбили свой техникум, своих учителей, директора техникума Анатолия Григорьевича Соловьева.театр.

Итак, в 1936 году я окончил Сызранский педтехникум. Теперь можно и подытожить годы моей учебы и 6 лет городской жизни:

Педтехникум дал мне много. Я получил среднее образование и профессию учителя. Для тех лет это было почетно, престижно. Людей со средним образованием было немного. Мой возраст, мои сверстники только двинулись в учебу и дальше пошло массовое движение в учебу, к знаниям.

Все мы, окончившие техникум, были полны оптимизма, твердой уверенности в том, что мы можем теперь достичь всего, что для нас настежь открыты все пути-дороги. Мы с какой – то восторженностью вступали на самостоятельный жизненный путь. Теперь мы сами учим, наставляем, сами зарабатываем деньги. Вопрос о дальнейшей учебе был пока отложен.Не только одним мной. Никто из нашего выпуска учиться дальше пока не пошел. Устали. И физически, и устали жить на кусках, впроголодь. Все жаждали самостоятельной более или менее обеспеченной жизни, неголодной жизни.

Конечно, в перспективе каждый из нас мечтал поступить в институт, получить высшее образование. В дальнейшем оно так и получилось. Большинство из нашего выпуска окончили институты..

Теперь же, в 1936 году, я еду на работу. Но ей предшествовал двухмесячный отпуск – каникулы. Как всегда, каждое лето, мы, все посельские ребята и девчата, собирались на поселке, как всегда интересно, увлекательно, с задором проводили эти золотые летние месяцы. Немного работали в колхозе, помогали чем могли. Но, главное, отдыхали, веселились. Хороводили, танцевали, плясали под Ленькину гармонь. В период этих «хождений на улицу» я близко « сошелся» с Клавой Кобзевой, мы стали дружить. Клава Кобзева очень симпатичная девушка, но образования не имела. Мы и раньше знали друг друга. Знал я, что Клава дружила с Сергеем Луниным , любила его. Знала и Клава, что я дружил с Клавой Сазоновой и любил ее. Но к моменту нашего с Клавой Кобзевой сближения и дружбы, мои связи с Клавой Сазоновой были порваны так же, как и ее с Сергеем Луниным. Мы дружили с Клавой Кобзевой года два. Дружба и любовь была чистой, но не горячей. Мы по всем ночам гуляли по деревенским улицам, целовались. Но разный уровень образования давал знать, ощущался. Шестилетняя учеба и жизнь в городе в какой – то степени сделала меня полугородским, полудеревенским. Она же оставалась сугубо деревенской и видимо для того, чтобы наверстать упущенное в учебе, она только что устроилась, поступила в 7 класс Максимовской ШКМ. Это была трудолюбивая, старательная деревенская девушка, красавица. Я ее любил и в течении этих двух лет не изменял ей, ни с кем не дружил. Но мы были вдалеке друг от друга, естественно встречались редко, только на каникулах.

Итак, 1 сентября 1936 года, я впервые вошел в школьный класс в качестве учителя, впервые услышал дружный хор 30 детских голосов, прокричавших «здравствуйте».

Впервые я раскрыл классный журнал и сделал перекличку. Я волновался. Но в полной мере считал себя хозяином положения. С какой – то напыщенностью и юношеским высокомерием, я одергивал перешептывающихся и неправильно сидящих за партами. С первых минут первого урока я старался наживать авторитет, старался казаться выше того, чем я есть в действительности. С какой – то гордостью я ощущал, что меня внимательно слушают 30 пар ушей и зорко смотрят на меня 30 пар детских глаз.

Я у ч у! Я - у ч и т е л ь!

Так началась моя трудовая деятельность, моя работа на педагогическом поприще, которая продолжалась почти 40 лет, меняя лишь некоторые свой формы (то работа с детьми, то с солдатами, то с рабочими). То было началом сложного, длинного, извилистого жизненного пути, на конце которого я теперь остановился...

Началась это моя трудная педагогическая деятельность в далеком степном Заволжье – в Алексеевском районе Куйбышевской области. Назначение я получил в неполную среднюю школу (тогда сокращенно НСШ) при зерносовхозе «Батрак» преподавателем русского языка и литературы в 5 – 7 классах.

Деревня меня привлекала, тянула. Тем более теперь, когда я стал учителем. Я знал, помнил по недалекому прошлому, каким авторитетом на селе пользуется учитель. Я жаждал учительской деятельности.

Совхоз « Батрак» привольно раскинулся средь широких степных просторов Заволжья. Особенно захватывающа степь весной. Все кругом покрывается зеленым бархатом, чудесный аромат степного чистого свежего воздуха, всюду слышится щебетанье степных пташек. Вдали, то здесь, то там ползают степные кораблики – трактора. Извилистая речушка бороздит степь и вдоль и вкривь. « О , черт возьми, степь как ты хороша весной» - невольно напрашиваются эти слова Гоголя.

Зимой степь по-своему интересна. Кругом белая необозримая пелена уходит за горизонт. Все покрыто чистым снегом. В морозные солнечные дни он блестит, ослепляет. Как приятно бывает в такие дни пробежаться на лыжах до соседнего села. Но бывают и страшные дни. Вдруг, ни с того, ни с сего поднимется ветер, постепенно усиливаясь, он переходит в порывистый, захватывает на своем пути большие снежные массы, затягивая ими все вокруг, заметая все пути – дороги. Ни зги не видать! Часто во время такой пурги- метели люди, оказавшиеся в поле, сбиваются с пути, теряют ориентировку и замерзают. В деревнях в такие минуты начинают бить в церковные колокола, чтобы подать ориентир заблудившимся, сбившимися с пути.

Однажды и мне пришлось попасть в такую бурю- пургу.

В один из выходных воскресных дней мы. Группа учителей и рабочих совхоза – в количестве 4-х человек решили сделать лыжную прогулку в соседнее село Антоновку к своим коллегам – учителям ( девушкам ). Они нас тепло встретили, угостили. Порядком выпив спиртного, разгоряченные мы выехали домой, когда уже стемнело. В дороге поднялась пурга, скоро замело дорогу и мы пошли вслепую. Вскоре, убедившись, что мы заблудились, твердо решили идти один за другим вплотную, чтобы не разбрестись и не заблудиться поодиночке. Долго мы шли, временами собираясь в кучу. Наконец наткнулись на избу какой – то деревни, зашли в нее – это оказалось село Павловка. Мы не приблизились к своему дому , а ушли от него километров на 10 дальше. В этой деревне нас свели к знакомому учителю, который хорошо встретил нас, угостил и оставил ночевать. Только на 2-й день, когда утихла пурга, мы смогли добраться домой, но на работу опоздали.