С чем у вас ассоциируется осень? С золотисто-багряными цветами, с дождями, с поэзией Пушкина, с музыкой Вивальди? Но ещё, наверняка, с песней Юрия Шевчука и группы ДДТ «Что такое осень…». А вы задумывались, откуда у рок-группы такое странное название? А ведь ДДТ – это химическое соединение. А теперь вам понадобятся все навыки логопедии. Читаем правильно (можно по слогам), итак, ДДТ – это ДихлорДифенилТрихлорэтан. Что это за вещество и чем оно изменило наш мир (помимо вхождения в него творчества упомянутой рок-группы)? Разбираемся.
1907 год. 1948 год. 2015 год. Швеция. Стокгольм. 10 декабря. Нобелевская премия по физиологии и медицине. Все они – за миллионы спасенных жизней. Французский биолог и паразитолог Альфонс Лаверан занимался исследованием свежей крови больных малярией французских солдат, служивших в Алжире. Это заболевание уносило в год огромное количество человеческих жизней. Даже в наш век развитой медицины, по оценке ВОЗ, например, в 2017 году было зарегистрировано 219 миллионов случаев заражения малярией, около 500 тысяч из которых закончились летальным исходом (также нужно сказать, что до 90% всех указанных цифр приходится на долю Африканского региона). В начале XX века смертность от малярии была ещё более устрашающая ( так, в дореволюционной России ежегодно болело малярией около 5 миллионов человек). Но А. Лаверана преследовали конкретные цели (которые перед ним поставило его начальство): нужно было способствовать снижению смертности от малярии французских солдат, служивших в Африке. Но никто тогда не знал главного: от чего люди болеют малярией. И А. Лаверан установил, что причина – в простейшем микроорганизме плазмодии, который паразитирует в эритроцитах. Ему (А.Лавернау, конечно, не плазмодию) сначала не поверили. А потом – Нобелевская премия (кстати, на материальную часть премии он позже организует лабораторию тропической медицины), торжественная церемония которой будет отменена в связи со смертью короля Швеции. Позже другими учеными-паразитологами будет установлено, что переносчик малярии – комар рода Anopheles («малярийный комар»).
С тех пор ученые искали и до сих пор ищут ответ на два вопроса: как уменьшить риск заражения малярией и как вылечить больного малярией. Эффективней всех на второй вопрос ответила ученый из Китая с интересным именем Ту Юю. Результат - Нобелевская премия по медицине в 2015 году за открытие и синтез препарата артемизинина и его производных. Сегодня – это самое эффективное лекарство против малярии, которое способно убивать плазмодия малярии на ранних стадиях (существуют данные, что этот препарат спасает в год до 2 миллионов человек).
А как же ученые ответили на первый вопрос? Если вы не забыли, у нас была ещё одна дата – 1948 год. В тот год Нобелевская премия по медицине была присуждена швейцарскому химику Паулю Мюллеру «за открытие высокой эффективности ДДТ как контактного яда». Дело в том, что если основной переносчик малярии – комар, то, снизив популяцию малярийного комара, можно снизить и заболеваемость малярией. Именно для этих целей идеально подошел ДДТ (вернее, по систематической номенклатуре, 1, 1, 1-трихлор-2,2-бис-(4-хлорфенил)-этан, или, упрощенно, 4,4-дихлордифенилтрихлорэтан):
Оказалось, что ДДТ обладает прекрасными инсектицидными свойствами (инсектициды – препараты, предназначенные для уничтожения вредных насекомых, происходит от латинского слова incekta, которое так и переводится - насекомые). Само вещество было открыто гораздо раньше – в 1873 году, однако, как это часто бывает, на него не сразу обратили внимание. А вот Пауль Мюллер в 1930-е – обратил. Цена этому открытию – миллионы спасенных жизней (например, в Индии, согласно статистике, за 1965 год от малярии не умер ни один человек, тогда как в 1948 – около 3 миллионов). А так как ДДТ способен уничтожить не только комаров, то попутно с его помощью успешно боролись с такими заболеваниями, как тиф (переносчик - вши), лихорадка Дум-Дум (переносчики - мухи) и т.п. Конечно, за период столь массового применения данного препарата ДДТ у малярийных комаров (да и не только у них) за счет мутаций стала формироваться устойчивость к этому яду. А сам яд, как оказалось, небезопасен как для окружающей среды, так и для самого человека. Во-первых, он плохо разлагается (позже было установлено, что производимый в промышленных масштабах препарат содержал большое количество примесей, ещё более устойчивых к разложению), накапливается в почве, способен ветром переносится на большие расстояния (так, ДДТ был обнаружен даже в Антарктиде!), уничтожает не только вредных, но и полезных насекомых (о последнем писал ещё П. Мюллер). Во-вторых, для человека ДДТ – тоже яд. Учеными, начиная 1950-х годов, было установлено, что ДДТ способен накапливаться в тканях человека, что не может не иметь последствий для здоровья. Поэтому к концу XX века массовое применение ДДТ было остановлено…И сейчас один из выходов в борьбе с малярией – вакцинация. Но, высокоэффективная вакцина от малярии ещё не создана. Значит, будет ещё одна дата в истории Нобелевских лауреатов по физиологии и медицине в борьбе с одним из самых смертоносных заболеваний в истории человечества? Время покажет…
…И пока ничего, ничего не случилось.
Я вчера еще помнил, что жизнь не приснилась,
Этой осенью стала она.
(Ю.Шевчук и группа ДДТ, «Осенняя», 2002 год)
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ:
https://forms.gle/skLhyFDF6pTUfoeq8