За последние два года я довольно прилично научился ездить по бездорожью. Это совершенно иной навык, нежели езда по асфальту. Главное отличие в том, что когда едешь по асфальту, то почти всё время колесо имеет прекрасное сцепление, и мотоцикл ведёт себя прогнозируемо. А вот на грунте ситуация совершенно противоположная. Колесо то и дело уходит в занос, теряет сцепление с поверхностью, уходит в сторону, а мотоцикл норовит при этом упасть. Тому, кто научился хорошо ездить по асфальту, приходится учиться заново. И один из главных навыков, который требуется - это чувство баланса. Когда едешь по грунту, всегда ловишь равновесие.
Внедорожная езда на мотоцикле отличается тем, что ты отказываешься от полного контроля, как на асфальте. Потому что его всё равно не будет. Ты выбираешь направление и едешь, сохраняя равновесие. Байк может мотать, пытаться упасть. Это нормально. Не надо бояться и вцепляться в руль, нужно расслабиться, ловить равновесие и держать траекторию. Тогда всё начинает получаться, и ты, парадоксальным образом, контролируешь всё, не контролируя ничего. Мотоцикл под тобой "плавает", а ты всё равно едешь туда, куда тебе надо, и получаешь от этого огромное удовольствие.
Я люблю метафоры. И навык внедорожной езды стал для меня хорошей метафорой прохождения сложных ситуаций. Ситуаций, в которых ты теряешь чувство зацепа, чувство 100% контроля. Сейчас, когда мы сидим по домам во время карантина, когда для бизнеса ситуация стала очень зыбкой, что нам остаётся делать? Можно "вцепиться в руль" - написать чёткий план, и методично выполнять его, пока новое заявление президента, или ещё кого-нибудь, не поставит на нём крест. А можно взять курс на то время, место и состояние, в котором ты хочешь оказаться. Расслабиться, поймать равновесие, и двигаться в выбранном направлении. И пусть камни летят из-под колёс, пусть вас заносит, пусть колесо буксует. Главное - сохранять равновесие, и двигаться дальше.