В Ульяновском музее гражданской авиации представлено 4 дальнемагистральных пассажирских самолёта. На схеме музея к этой категории также отнесён Ту-144, но давайте будем честными: радиус действия в 3000 км ‒ это показатель обычного среднемагистрального самолёта.
Первым в СССР дальнемагистральным пассажирским самолётом формально был не Ту-114, который многим знаком, а некий самолёт Ту-114Д или Ту-95Д. Д ‒ значит «дипломатический».
А если сказать «Ту-116», то сразу понятно, о каком самолёте речь.
По сути, в фюзеляж серийного Ту-95 встроили герметичный пассажирский салон с кухней и туалетом. Самолёт в серию не пошёл, было переделано лишь два бомбардировщика. Сохранился один ‒ в 1989 году он прилетел в Ульяновский музей.
Рядом с Ту-116 стоит в Ульяновске и упомянутый выше Ту-114. Грубо говоря, это тоже вариант Ту-95, но с новым фюзеляжем и удлинённой носовой стойкой.
Данный самолёт интересен тем, что пять лет обслуживал трассу Москва—Токио совместно с а/к Japan Airlines.
К сожалению, кресел в самолёте не сохранилось, салон сгнил. Но в неплохом состоянии кабина.
Как мог выглядеть салон самолёта, на примере монинского борта:
А когда Ту-114 сошёл с дистанции, на дальних трассах его заменил самолёт Ил-62, разработанный в КБ С.В. Ильюшина в 1963 году. В Ульяновском музее представлено два таких самолёта. Ил-62 СССР-86650 построен в 1970 году в Казани. В 1985 году стал экспонатом музея.
Второй ‒ Ил-62МК, модернизированный, с двигателями Д-30 и усиленным крылом. Самолёт СССР-86507 построен в 1980 году. С 1996 года ‒ в собственности Ульяновского училища гражданской авиации. Был в лизинге у а/к «Мавиал - Магаданские Авиалинии».
Источник: Уголок неба