Найти в Дзене

История Шелепихи

По некоторым данным о местности, где располагается Шелепиха, было известно ещё в XV веке. В XIX веке это была дачная местность. По соседству с Шелепихой на северо-востоке и востоке находились сёла Тестово и Пресня, а через реку – Фили. В начале XX в. Шелепиха сперва была ближайшим Подмосковьем (когда граница города стала проходить по московской Окружной железной дороге), а потом уже вошла в состав столицы. А в XXI веке, находясь в центральном округе города, стала частью так называемого района “Большого Сити”.

Согласно сохранившимся письменным источникам конца XIV – начала XV веков, именно здесь находилась деревушка Афанасово, являвшаяся частью владений двоюродного брата князя Дмитрия Донского – князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго. После смерти Владимира Андреевича в 1410 году эти земли переходят к его родному сыну Семёну Владимировичу, а затем в конце 1420-х годов вдова Владимира Андреевича, Елена Ольгердовна, передаёт эти земли митрополиту Фотию. Следующим владельцем нынешней местности Шелепиха становится Новинский Введенский монастырь, после чего местность начинает активно осваиваться: земли сдают в аренду, строят различные хозяйственные постройки и заселяют крестьянами.

В Смутное времени начала XVII века здесь проходили ожесточённые боевые действия, приведшие к полному запустению здешних окрестностей.

В Писцовой книге, датированной 1623 годом, указано, что из владений Новинского Введенского монастыря впоследствии осталась лишь одна деревня Ананьино, земли вокруг которой превратились в полную и беспросветную пустошь. Интересно, что в этом же документе впервые находится упоминание о «пустоши Шелепишка, что была деревней Афанасовской, на реке Москве». В оброчной книге 1729 года сохранилась запись о сдаче в наём земли «на Черной грязи от реки Шелепихи на берегу Москвы-реки против села Покровского, Фили тож». То есть пустошь, скорее всего, получила название от протекавшей здесь речушки Шелепиха. В пользу этого говорит то, что в древней топонимике русских земель в лесном или лесостепном ландшафте топоним следовал гидрониму, что позволяло легко определить положение создаваемых объектов. Если говорить непосредственно о происхождении названия “Шелепиха”, то упомянутая выше “Шелепишка” – это, вероятно, характерная для русской лексики видоизменённое в уменьшительно-ласкательной форме изначальное “Шелепиша”, в которой имеется характерная фино-угорская гидронимика (согласно археологическим раскопкам, задолго до основания Москвы здесь имелись развитые поселения дьяковской культуры, носителями которой были фино-угры, следы этой культуры находили, например, и на Филях). И этимология этого фино-угорского гидронима может быть следующая: “шел” – вяз, “пиш” – липа, то есть, получается, вязо-липовая река или река, протекающая среди вязов и лип (например, в вязо-липовом лесу), что должно было указывать на характерную особенность ландшафта поймы реки. А “Шелепиха” – это, выходит, более поздняя форма изначального “Шелепиша”. Согласно исследованиям в области топонимии и антропонимии, в XVII веке писцы меняли окончание на "-иха" в названиях тех объектов деревенского хозяйства, которые приходили в запустение и становились пустошью. Этот вывод вполне объясняет трансформацию "Шелепиша" в "Шелепиху".

К 1750-м годам местность вновь начинает обустраиваться. Здесь вновь появляются монастырские постройки, а также многочисленные дворы обслуги монастыря: конюхов, сторожей, огородников, поваров и садовников. Синодальное правление, которому стали принадлежать эти земли, приняло историческое и справедливое решение, по которому сюда отныне начали переселять синодальных крестьян из Дмитровского, Ростовского, Московского, Юрьев-Польского и Любимского уездов. По данным ревизии 1747 года, их числилось 26 душ. Появляются и самовольные постройки дворцовых и помещичьих крестьян, отставных солдат и купцов. После этого местность начали именовать урочищем (народное название любого географического объекта, о котором договорились (уреклись) люди), и с конца 40-х годов XVIII века за местностью закрепился официальный статус – деревня Шелепиха.

Но подобное никем не контролируемое заселение встревожило церковных властей, и в марте 1749 года для выяснения обстановки сюда был направлен стряпчий (должностное лицо, нёсшее хозяйственные обязанности при дворе) Андрей Григорьев. Вскоре он подтвердил рапортом: «Поблизости от Москвы между впадающими в Москву-реку речками Преснею и Ходынкою (сейчас называется Таракановкой), близ вышеописанной Москвы-реки, поселено несколько крестьянских дворов разных команд, что ныне называется деревня Шелепиха». Сохранилась и опись Шелепихи этого года. Всего в селении числилось 12 дворов. Первыми поселенцами были крестьяне Никита Перфильев, Григорий Иванов, Герасим Васильев и др. Судя по показаниям крестьян, некоторые из них жили в собственных дворах, другие же снимали избы у старожильцев. Ранние постройки возникли, очевидно, в первой половине 1730-х годов. По этому поводу синодальный крестьянин Дмитрий Тюрин вспоминал, что «жительство имеет он с женою и с детьми своим двором, а земля отдана ему из бывшаго Синодального приказу назад тому лет с 15 и более из оброку».

Исповедная ведомость от 1752 года гласит, что на тот момент здесь уже проживал 61 человек (34 мужчины и 27 женщин) в 17 дворах.

1763 год. План Царствующего града Москвы.
1763 год. План Царствующего града Москвы.

Географическая Карта 1774 года Московской Провинции Горихвостова
Географическая Карта 1774 года Московской Провинции Горихвостова

Удобное расположение поселения на берегу Москвы-реки и соседство с Москвой способствовало активной торговле заготовленным сеном и дровами, занятием извозом. Местные женщины ткали холсты и сукно для продажи москвичам. Из крестьян выделяются состоятельные жители, которые вели арендные операции с землёй и сенокосами. Правда, местных нельзя было назвать зажиточными из-за разнообразных повинностей. Одна из них – постойная (размещение военных команд для временного проживания) – привела даже к конфликту между Московской губернской и Синодальной канцеляриями в 1753 году. Причиной стало внеочередное заселения солдат. Вот так описывает это в свой челобитной всё тот же стряпчий Андрей Григорьев: «На обременение жителей Шелепихи внеочередными постоями военных команд и учреждение здесь постоянной караульной службы».

В XVIII веке в районе деревни Шелепихи начинает развиваться промысловая деятельность. Так в 1796 году здесь появилась одна из первых в окрестностях Москвы полотняная мануфактура.

В 1812 году занявшие Москву французские войска полностью сожгли село, через которое они шли, когда Наполеон перебирался из Кремля в Петровский дворец (туда французский император отправился в обход, через Дорогомилово, Шелепиху в Ваганького, так как Тверская была объята пламенем), но это не помешало дальнейшему промышленному развитию местности, и уже к середине XIX века в районе деревни Шелепихи работали ткацкая мануфактура купца В.П.Цинтера, а также два химических предприятия, принадлежавших П.Ф.Гладилину и М.Ф.Жеребцову, на которых работало больше сотни человек.

1825 год. План части окрестностей Москвы.
1825 год. План части окрестностей Москвы.

После отмены крепостного права и строительства в 1871 году проходящей через здешние земли железной дороги Москва–Брест Шелепиха получила новый толчок в развитии. Были организованы новые производства: бумагопрядильное предприятие Е.П.Щербачевой, сахарорафинадный завод Даниловых, суконно-отделочную фабрику К.И.Пикерсгили, пряничное производство В.В.Алтихова и салотопенный завод купца М.Р.Родионова. Число вольнонаемных рабочих на них доходило до 800 и более человек. Местные жители начинают активно втягиваются в предпринимательскую деятельность, например, на довольно выгодных по тем временам условиях Обществу Московско-Смоленской железной дороги было продано 6 десятин земли (приблизительно 6,5 гектар) за 5000 рублей, а простые крестьяне осуществляли крупные сделки по сдаче в аренду лугов и земель. По сравнению с соседними деревнями и сёлами, жители Шелепихи получали довольно высокие урожаи: "сам-семь для зерновых и сам-девять для картофеля" (сам крестьянская оценка урожайности во сколько раз собрал больше, чем посеял). Однако наблюдалось и социальное расслоение: 16 дворов не имели коров и лошадей, а семь – и земли. В самой деревне появилось шесть лавок, трактир и питейный дом.

Фрагмент панорамы Москвы, снятой в 1867 году с Храма Христа Спасителя. На дальнем плане видна Церковь Покрова в Филях и деревня Шелепиха
Фрагмент панорамы Москвы, снятой в 1867 году с Храма Христа Спасителя. На дальнем плане видна Церковь Покрова в Филях и деревня Шелепиха

До строительства Белорусского железнодорожного моста единственным способом переправиться через Москва-реку был паром, который представлял из себя большой деревянный плот, способный вместить до четырёх телег с лошадьми. Работали на нём два паромщика. Тянуть паром также помогали и переправлявшиеся на нём мужчины. Он был в первую очередь предназначен именно для переправы экипажей, телег и крупного рогатого скота. Людей на другой берег перебрасывали на специальных лодках с плоским дном, где грести так же помогали переплывающие на них мужчины. Но по воскресеньям, когда множество селян направлялось на воскресную церковную службу в Храм Покрова в Филях, паром в первую очередь переправлял именно их, и только потом уже экипажи и телеги.

Топографическая карта окрестностей Москвы 1878 года
Топографическая карта окрестностей Москвы 1878 года

Согласно изданию “Волости и важнейшие селения европейской России”, на момент 1886 года на Шелепихе, которая административно относилась к Московскому уезду и Хорошёвской волости, жило 348 человек, было 72 двора, пять лавок, два химических завода, платочно-набивная, политурная и суконная фабрики.

В конце XIX века численность населения деревни Шелепиха составляла уже 432 человека. В еженедельном приложении к газете “Московский Листок” в 1895 году сообщалось: «Направляясь из Москвы по Смоленской дороге, первый большой посёлок, который вы встречаете на пути, вправо от дороги, будет деревенька Шелепиха, расположенная на бугорке и сползающая с него к широкой и мелководной Москве-реке».

А вот какое описпние Шелепихи было в справочной книге “Окресности Москвы” 1902 года издания:

Деревня Шелепиха расположена на берегу Москвы-реки, в двух верстах вправа (к северу) от Можайского шоссе, в пяти верстах от Петербургского и в одной версте от Звенигородского тракта. Деревня очень бойкая, но лежит на открытом месте, поэтому представляетм мало удобств для дачного поселения. В двух верстах от неё – мост через Москву-реку, по которому проходит Брестская железная дорога; в деревне есть фабрики и сахарный завод, производящий ежегодно на крупную сумму. На берегу устроен перевоз (паром) на противоположную сторону реки Москвы, прямо к селу Покровское-Фили. В Шелепихе – выездной врачебный пункт.

События 1905 года не прошли стороной этот промышленный район. Революционную активность особенно проявили представители рабочего класса сахарорафинадного завода.

В начале XX века Шелепиха начинает расширяться, активно застраивая жилыми домами земли, расположенные ближе к Пресне. Домовладельцами становятся цеховые ремесленники, мещане, купцы. Постепенно меняется и культурно-образовательный облик селения: появляется начальное земское училище, и более половины жителей являлись грамотными.

Следующим толчком в развитии этой местности стало строительство в 1908 году проходившей через Шелепиху Московской Окружной железной дороги и станции "Пресня", где также был построен комплекс зданий военного предназначения: перевалочный пункт, место питания и отдыха при переброске войск. Отсюда войска отправлялись на фронт во время Первой мировой войны.

1908 год. Станция Пресня
1908 год. Станция Пресня

О том, как текла жизнь людей в окрестностях Шелепихи в первые послереволюционные годы, какие были тогда достопримечательности, географические особенности, быт, события, хорошо рассказывается в мемуарах Бориса Чертока “Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам” в первой главе “От школы до авиазавода. Между двух аэродромов”. Согласно этим воспоминаниям, электричество до Хорошо-Мневников, Шелепихи добралось к 1922 году; в 1920 году на Ходынке взорвались пороховые склады, и осколки снарядов долетали аж до Шелепихи; на Москва-реке взлетали и садились гидросамолёты, построенные на авиазаводе на Филях (ныне космический центр имени Хруничева).

21 января 1927 года постановлением Президиума Моссовета деревня Шелепиха с окрестностями окончательно входит в границы города Москвы и становится промышленным районом столицы. К этому времени здесь проживало 712 человек. Позже на Шелепихе были построены здания школ.

Заметка в газете "Рабочая Москва"
Заметка в газете "Рабочая Москва"
1920-е
1920-е
1920-е
1920-е
1920-е
1920-е
1930-е годы. Окрестности Шелепихи. Пруд на реке Таракановке у Нижнеходынской текстильной фабрики
1930-е годы. Окрестности Шелепихи. Пруд на реке Таракановке у Нижнеходынской текстильной фабрики
1939 год. Скреперный разгружатель песка.  Журнал "Строительство Москвы" №14, июль 1939 года. На задней фоне школа №592.
1939 год. Скреперный разгружатель песка. Журнал "Строительство Москвы" №14, июль 1939 года. На задней фоне школа №592.

В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, где были заложены мероприятия на десять лет вперёд. Фигурировала в нём и Шелепиха. Тогда архитекторы предлагали полностью перестроить Шелепиху, поделив её на две зоны: производственную (мельничный комбинат) и жилые кварталы. Предполагалось построить набережную шириной в 120 метров с трассой, прогулочной зоной и берегом, облицованным в гранит. Набережную и жилые кварталы задумывалось украшать фонтанами и скульптурами. Также через Шелепиху планировалось проложить магистраль, ведущей к Киевскому вокзалу, и Парковое кольцо. Но планам этим не суждено было сбыться: сперва их нарушила война, а затем Генплан 1935 года был пересмотрен после кончины Иосифа Сталина.

Генплан реконструкции Москвы 1935 года
Генплан реконструкции Москвы 1935 года
Проект застройки Шелепихи, 1935 год.
Проект застройки Шелепихи, 1935 год.
Проект застройки Шелепихи, 1935 год.
Проект застройки Шелепихи, 1935 год.

В время Великой Отечественной войны через Шелепиху проходил главный и последний оборонительный рубеж города, прорыв которого, по сути, означал бы захват столицы. Согласно схеме инженерных сооружений московского укрепительного района, на Шелепихе должны были располагаться пулемёты и пушки. Во время немецких налётов снаряды также залетали и на Шелепиху. В октябре 1941 года местная школа №105 стала пунктом формирования Краснопресненского добровольческого коммунистического рабочего батальона. В июне 1945 года в этой школе размещался сводный полк 4-го Украинского фронта, который под руководством своего замполита Леонида Ильича Брежнева, будущего главы СССР, проводил подготовку к Параду Победы 24 июня 1945 года на Красной Площади. Школа №592 во время войны занималась своим прямым назначением – учила детей.

1941 год. Немецкая аэрофотосъемка.
1941 год. Немецкая аэрофотосъемка.

В послевоенные годы Шелепиха считалась неблагоустроенной местностью. Газета “Московский Большевик” от 30 января 1948 года сообщала:

За Краснопресненской заставой, в 20 минутах ходьбы от многоэтажных благоустроенных домов посёлка 1905 года расположен посёлок Шелепиха. Он раскинулся на возвышении между Москвой-рекой, Московской Окружной и Западной железными дорогами. Чтобы попасть сюда, надо дважды перейти полотно железных дорог либо пересечь реку. – Живем, как на далёком острове, – говорят жители Шелепихи. И они правы. Поселок очень неблагоустроен. До войны жители пользовались автобусом № 25, называемым в народе четвертным. Маршрут этот не восстановлен. Улицы – грязные, вокруг домов – груды мусора.

Также в послевоенные годы Шелепиха была одним из криминализированных районов Москвы. Здесь даже проводились спецоперации НКВД по ликвидации банд. И даже спустя годы во времена застройки многоэтажными домами, строители предпочитали ходить на работу на стройку группами, а не в одиночку.

С середины 1950-х годов Шелепиха стала постепенно превращаться из деревни в город.

Начало 1950-х годов
Начало 1950-х годов
1956 год. Шелепихинский берег. На дальнем плане школа №592.
1956 год. Шелепихинский берег. На дальнем плане школа №592.
Конец 1950-х. У дома 5 по Мукомольному проезду
Конец 1950-х. У дома 5 по Мукомольному проезду
1959 год. У дома 4к1 по Шелепихинской набережной.
1959 год. У дома 4к1 по Шелепихинской набережной.
1959 год. В районе грузового причала близ Причального проезда.
1959 год. В районе грузового причала близ Причального проезда.

Начало 1960-х. Набережная близ Причального проезда
Начало 1960-х. Набережная близ Причального проезда
Карта 1963 года, где видно, что одна часть Шелепихи уже застроена многоквартирными домами, и а другая часть всё ещё остаётся с деревенскими домиками.
Карта 1963 года, где видно, что одна часть Шелепихи уже застроена многоквартирными домами, и а другая часть всё ещё остаётся с деревенскими домиками.

1966 год
1966 год
1960-е. У дома 12 по Шелепихинской набережной
1960-е. У дома 12 по Шелепихинской набережной
Начало 1960-х. Киноплощадка возле дома 17 по Шелепихинскому шоссе
Начало 1960-х. Киноплощадка возле дома 17 по Шелепихинскому шоссе

В 1965 году произошло важное и долгожданное событие для местных жителей – наконец берега Шелепихи и Филей соединил автомобильно-пешеходный Шелепихинский мост. До этого на другой берег можно было добраться через паромную переправу, ну или по Белорусскому железнодорожному мосту.

Строительство Шелепихинского моста. 1965-й год
Строительство Шелепихинского моста. 1965-й год

Вплоть до начала 1970-х годов многоэтажные новостройки соседствовали с ещё остававшимися деревянными домами. которые позже окончательно вышли из облика Шелепихи.

-28

Местные жители в основном работали на рядом расположенных промышленных предприятиях: Мелькомбинат №4, Западный речной порт, предприятия Промзоны №5 "Магистральные улицы", Промзоны №6 "Силикатные улицы".

Мелькомбинат №4
Мелькомбинат №4
1977 год. Причал Мелькомбината №4
1977 год. Причал Мелькомбината №4
1982 год. Западный речной порт
1982 год. Западный речной порт
Начало 1970-х. 14-й таксомоторный парк на улице Ермакова Роща.
Начало 1970-х. 14-й таксомоторный парк на улице Ермакова Роща.

После того, как Шелепиха полностью превратилась из деревни в город, в целом жизнь там протекала спокойно. И что-то сельского в укладе жизни ещё оставалось: например, большая часть жителей знала другу друга, и если кто-нибудь из неместных приехал бы сюда и спросил бы кого-то из местных прохожих, где живёт такой-то такой-то, то с большей вероятностью получил бы ответ на свой вопрос.

1970-е
1970-е
1970-е
1970-е
Начало 1970-х
Начало 1970-х
Начало 1970-х
Начало 1970-х

Середина 1970-х
Середина 1970-х
1977 год
1977 год
1982 год
1982 год
1980-е
1980-е
1985 год
1985 год

В 1990-х Шелепиха вновь стала нередко мелькать в криминальных хрониках, в том числе и в хрониках бандитских разборок.

Транспортная доступность Шелепихи была средней. Маршрутов наземного транспорта было не мало, но ближайшая станция метро ("Фили") была в 15-20 минутах ходьбы. Но, правда, неподалёку имелась ж/д платформа "Тестовская" Смоленского направления. Но местной станции метро явно не хватало, а, к слову говоря, слухи о строительстве на Шелепихе метро ходили ещё на кануне летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

1986. Платформа Тестовская.
1986. Платформа Тестовская.

В конце 1990-х через Шелепиху прошла ещё одна большая городская транспортная стройка – Третье Транспортное кольцо с дальнейшим строительством здесь от неё нескольких транспортных развязок.

1998 год. Строительство Третьего транспортного кольца
1998 год. Строительство Третьего транспортного кольца

К 2010 году наконец начали созревать замыслы о строительстве на Шелепихе станции метро. Параллельно с этим начали разрабатывать проект по организации пассажирского движения по Московской Окружной железной дороге, согласно которому на кольце (Московское Центральное Кольцо – МЦК) предполагалось построить 32 станции, в том числе и на Шелепихе. Так 10 сентября 2016 года запускается Московское Центрально Кольцо, и на Шелепихе открывается станция МЦК "Шелепиха". А 26 февраля 2018 года была открыта и станция метро "Шелепиха". С учётом имеющийся и строящейся здесь транспортной инфраструктуры Шелепиха становится в этом плане одним из самых развитых районов Москвы.

Сентябрь 2016 г.
Сентябрь 2016 г.
Февраль 2018 г.
Февраль 2018 г.

С начала 2000-х тылы Шелепихи начали постепенно подпирать огромные небоскрёбы Московского международного делового центра "Москва-Сити". А к 2020 году эти небоскрёбы (50-этажные жилые высотки) пришли уже непосредственно и на саму Шелепиху.

-46