Здравствуйте, друзья!
Он был красив, но до конца жизни сомневался во внешней привлекательности, а то, что он гениален, понял только на склоне дней. Он постоянно балансировал между тревожной неуверенностью в себе и бравированием на грани эпатажа.
Эта двойственность нашла отражение в творчестве Сальвадора Дали: его картины кажутся прекрасными и пугающими одновременно.
Но откуда же берут начало чудачества и страхи великого художника? Ответ прост: как и у большинства людей, всё оттуда же, из детства.
Всё дело в ветре
Предки художника по линии отца были родом из небольшого городка Льерса, расположенного в северо-восточной части Испании. В начале 19 столетия один из них переехал в Кадакес. Там появились на свет прадед Сальвадора, а позднее - и дед, которого звали Галом.
Сам художник писал, что люди, родившиеся в Кадакесе, с детства отличаются странностями в поведении и как бы "не в себе".
Дали полагал, что это всё из-за сильного северного ветра, скорость которого порой достигает 130 км/ч.
Называется он в этой местности трамонтана и это из-за него, по мнению художника, у местных жителей бывают проблемы с психикой.
Вероятнее всего, что, у других жителей Кадакеса они практически не встречаются, но вот у самого Дали предки и вправду были со странностями. Например, его дедушке Галу однажды вздумалось выйти на балкон и спрыгнуть вниз. Родственники скрыли обстоятельства смерти, ведь самоубийц нельзя хоронить по-христиански, а для католической семьи это было бы неприемлемо.
Гал передал паранойю по наследству и своим потомкам. Её признаки наблюдались у старшего сына, Рафаэля, а также у внуков - Сальвадора и Анны-Марии.
Второму же сыну Дала, Сальвадору Кузи, посчастливилось избежать этого "наследства". Он выучился на нотариуса и переселился в Фигерас, где женился на Фелипе Доменеч.
Осенью 1901 года на свет появился их первый сын, которого назвали Сальвадором Гало. Не дожив до двух лет, этот ребёнок умер от менингита.
А 11 мая 1904 года, в этой же семье родился будущий художник. Своё имя Сальвадор получил не в честь умершего брата, а потому, что в их роду оно считалось наследственным.
Родители до сих винили себя в том, что не уберегли первого ребёнка и потому страшно баловали второго, позволяя ему всё.
Сальвадор рос непрактичным, робким и мечтательным, но при этом заносчивым и трудно управляемым ребёнком. Общение с другими людьми ещё в детстве причиняло ему сильный психологический дискомфорт.
Он восхищался своим отцом - сильным, властным и вспыльчивым. Но, повзрослев, понял, что тот был вовсе не героем, а простым обывателем и это стало для него одним из сильнейших разочарований.
В юности Дали страдал множеством комплексов, в том числе и страхом знакомиться и общаться с женщинами. Тогда же появилась его и неуверенность в собственной привлекательности.
Ещё одним потрясением стала для Сальвадора смерть матери, которую он потерял в 16 лет. Тогда-то он и поклялся воскресить матушку в лучах своей славы.
Борьба с самим собой
В 1922 году Сальвадор переехал в Мадрид и поселился в Резиденции студентов. Там, в Академии Сан-Фернандо, он обучался изобразительному искусству.
Из-за застенчивости в первое время Дали почти не общался с другими студентами. Но позднее обзавёлся несколькими друзьями, среди которых были будущий режиссёр Луис Бунюэль и знаменитый в будущем поэт Федерико Гарсиа Лорка.
В 1925 году состоялась первая персональная выставка молодого художника, но уже на следующий год Дали разочаровался в принципах обучения и был отчислен из Школы живописи за вольнодумство.
И тогда молодой живописец отправился в Париж, где начал писать сюрреалистические картины. Среди них был "Мёд слаще крови" (1928 год) и "Светлые радости" (1929 год). Настоящая же известность пришла к нему в 1930-м году.
Дальнейшую жизнь Сальвадор посвятил трём вещам: творчеству, любви и поклонению музе.
Его картины охотно покупались и среди миллионеров считалось хорошим тоном держать в доме хотя бы одно из полотен эпатажного художника.
Двойственность чувств и эмоций, испытываемых Дали, а также неуверенность и вечная борьба с собой были его верными союзниками в поисках вдохновения.
Встреча с Музой
В 1929 году на одной из парижских вечеринок Дали познакомился с поэтом Полем Элюаром, а встреча с его супругой, представшей перед ним на пляже, стала для художника настоящим потрясением.
Сальвадор узнал в ней девочку, которую ещё в детстве, увидел на одной из картинок в стереоскопе.
Юная красавица стояла на фоне русских снегов и церквей. И вот теперь он снова увидел её - всё такую же прекрасную и столь же далёкую, как и тогда, много лет назад...
Елена Дьяконова-Девулина, или, как её звали домашние, Гала, была старше Дали на 10 лет и родственникам художника решительно не понравилась. Отец, едва увидев её, тут же принял решение об изменении завещания в пользу дочери, да и сама сестра Сальвадора отнеслась к Гале мягко говоря, недоброжелательно.
Окончательный разрыв Дали с его близкими произошёл позднее, когда на одной из выставок была представлена работа художника "Священное сердце".
На ней рукой Сальвадора чернилами была сделана надпись: "Иногда я с наслаждением плюю на портрет матери".
Сам Дали позднее уверял, что он не хотел оскорбить память почтенной донны Фелипы. Но голоса из его подсознания надиктовали фразу и заставили запечатлеть её на картине.
Эти голоса, по словам художника, нередко являлись ему в снах и рассказывали о том, что иногда люди, даже не желая, причиняют боль самым близким людям и что надпись на картине - призыв задуматься об этом.
Отец художника не пожелал слушать его оправданий и проклял сына. Он был уверен в том, что это из-за Галы Сальвадор совершил кощунство, посмев глумиться над памятью матери, которую прежде боготворил.
На самом же деле именно Гала помогла художнику справиться с неуверенностью в себе, от которой он так и не смог избавиться до конца жизни.
Их свадьба состоялась 30 января 1934 года. Но детей в семье так и не появилось. И когда однажды друг художника, коллекционер картин Рейнольдс Морс спросил его о причинах бездетности, Дали ответил, что отказ от детей - это их осознанное с Галой решение.
"Страшно даже представить, какими бы они могли быть, - произнёс Сальвадор. - Один из сыновей Пикассо бегает полураздетый и наполовину безумный по Парижу. И если уж у гениального Пикассо такой сумасшедший сын, то только представьте, кто бы родился у меня!"
На склоне лет
Прошло много лет прежде, чем супруги начали отдаляться друг от друга. Гала всё чаще проводила время с молодыми воздыхателями в замке, подаренном мужем. Сальвадор же мог туда приезжать разве что по её письменному приглашению.
Впрочем, он тоже не скучал вдали от жены: когда Гала уезжала, художник приглашал в гости одну из двух приятельниц - Наниту Калашникофф или Аманду Лир. Случалось, что эти барышни жили в поместье Дали одну, а то и две недели.
10 июня 1981 года Гала покинула этот мир и с уходом музы жизнь художника стала по-настоящему мрачной и пугающей.
Он больше не мог работать и даже говорил с трудом. А ещё у Дали на склоне лет появились галлюцинации, в которых он видел, как постепенно превращается в улитку.
Это было символично: человек, с детства стеснявшийся собственной внешности и не осознающий, насколько талантлив, с возрастом всё больше уходил в себя, пока окончательно не закрылся от окружающего мира в воображаемой раковине.
---------
Понравилась статья?
Ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии, если вам есть что сказать по поводу данной публикации.