Здравствуйте, уважаемый друг!
В канун 75-го Юбилея Великой Победы давайте вспомним боевые и трудовые подвиги наших дедов, которые вынуждены были начать подготовку к войне, хотя совсем этого не хотели. Важным направлением этой подготовки стало начало производства военной продукции, взамен мирной. Одним из таких примеров является начало производства на ГАЗе танка Т-60 и интересные эпизоды о нём.
- Одним из танковых производств СССР предвоенного времени был 37-й завод в Москве. Здесь проектировали и производили танки лёгкой серии.
- Первые 20 предсерийных Т-60 были сделаны в Москве для будущего их выпуска в Горьком и Харькове.
- Производство танков, объёмом 10 тысяч штук, планировалось развернуть в Свердловске, Горьком, Харькове и Сталинграде.
- Фактически в 41-м году приступили к производству только в Горьком и Сталинграде.
- В 42-м году танки стали делать в Кирове, куда было эвакуировано производство бронекорпусов из подмосковной Коломны.
- В этом же году в Свердловске запустили производственные мощности, эвакуированного 37-го завода.
- Конструктор танков лёгкой серии — Н.А. Астров участвовал в управлении "шестидесятки" при движении из столицы до Горького.
- Пробег до Горького стал ходовыми испытаниями машины.
- Специалисты ГАЗа под руководством А.М. Кригера в штурмовом режиме в течение нескольких недель произвели корректировку КД с целью её адаптации под условия производства.
- От горьковских конструкторов двигатель танка получил предпусковой подогреватель, который, впоследствии, стал неотъемлемой частью танков Астрова.
11. Первые Т-60 горьковского производства были отправлены на фронт через несколько недель (в ноябре) после поступления на завод чертежей.
12. На производстве бронекорпусов, башен, вооружения и траков для гусениц работали ещё 9 заводов по всей стране.
13. В процессе совершенствования при производстве, бронирование танка стало разнесённым, что предполагало не только применение брони разной толщины (от 10 до 35 мм), но и установку в лобовой части дополнительных 10-ти миллиметровых броневых листов, называемых экраном. Это способствовало повышению сопротивляемости брони снарядам бронебойного типа.
14. Силовой установкой стал мотор ГАЗ-11, дефорсированный до 70 л.с. с целью повышения ресурса и надёжности. Двигатель получил индекс ГАЗ-202. Говорят, что некоторые танки, из-за нехватки шестицилиндровых, комплектовались другими газовскими моторами.
15. Подвеска ходовых катков была индивидуальной торсионного типа и имела резиновые ограничители хода.
16. Гусеницы имели передний привод, что стало одной из причин уязвимости танка для артиллерии противника.
17. В качестве вооружения была применена авиационная пушка калибром 20 мм, получившая модель ТНШ.
18. Аббревиатура означала, что пушка танковая и разработана двумя конструкторами: Нудельным А.Э. — руководитель КБ «Точмаш» и Шпитальным Б.Г. — создатель авиационного пулемёта.
19. Пушка имела в боекомплекте 750 выстрелов, расположенные в лентах, и могла поражать цели на расстоянии до 2 км. Ящики с боекомплектом располагались в правой части корпуса танка.
20. Пушка не оправдала возложенных на неё надежд и весьма не надёжно работала в условиях южных пыльных дорог.
21. С пушкой был спарен пулемёт модели ДТ (Дегтярёва Танковый). К нему прилагалось 15 дисков с патронами (945 штук). Он во многих случаях становился единственной боевой единицей бронированной машины. Демонтированный пулемёт можно было использовать вне танка.
22. Оружейную башню танка планировали делать литой или штампованной, однако в производство пошёл обходной вариант — сварной. Башня с люком наверху располагалась слева. Она имела восемь граней малой высоты и броню 25-35 мм, расположенную под углом 25 градусов.
23. Механик-водитель сидел в центре под специальным выступом, называемым рубка. Она имела отбрасываемый бронированный люк.
24. Внешняя связь на командирских танках осуществлялась радиостанцией 71-ТК-3, внутренняя —переговорным устройством ТПУ-2.
25. Впервые массовое применение «шестидесятка» получила в боях под Москвой.
26. В ноябрьском Параде 41-го года участвовало 48 Т-60, которые с Красной площади отправились в бой на оборону Столицы.
27. Лёгкая броневая машина имела мало эксплуатационных замечаний, по сравнению с другими танками, главными из которых была не надёжная пушка.
28. В 42-м году, в связи с малым количеством более тяжёлых танков, «шестидесятки» применялись на всех фронтах.
29. Были случаи, когда танкисты давали имена своим боевым машинам. Т-60 называли Малюткой, Смелым и даже Грозным.
30. За большое количество потерь лёгкие танки называли БМ-2, что означало: братская могила для двоих.
31. Главным боевым применением «Малютки» стала поддержка в бою пехоты, буксирование артиллерии, разведка в местах, где не могли пройти более тяжёлые танки.
32. В январе 43-го года под Ленинградом, благодаря грамотным действиям командира Т-60 лейтенанта Осатюка Д.И. и водителя Макаренкова И.М., артиллерии удалось уничтожить два вражеских «Тигра» , которые «заманила» к пушкам «Малютка».
33. В осаждённый Ленинград, незаметно для вражеских лётчиков, в баржах с углём, была переброшена танковая бригада под номером 61, состоящая из Т-60.
34. Высшим достижением Т-60 считается его участие в боях за освобождение Ленинграда. Они форсировали Неву по льду без подготовки, преодолели крутой невский берег, первыми вступили в бой с противником и отвоевали плацдарм до 3 километров. Тяжёлые танки смогли преодолеть Неву спустя сутки, после подготовки переправы инженерными войсками.
35. Танк Т-60, несмотря на большое количество нареканий к пушке, в первый год войны не сильно уступал аналогичным машинам немецкого, итальянского и японского производства.
36. «Шестидесятки» были на вооружении с сентября 41-го (Полтава) по январь 44-го года (Ленинград).
37. Враги прозвали его «неистребимой саранчой» за неожиданные атаки этих компактных, лёгких и маневренных машин.
38. Всего войска получили почти 6000 «шестидесяток», из них около 2962 экземпляров изготовлено в Горьком.
39. Такое количество малых танков одной модели за столь короткое время никто в мире не производил.
40. В техническом плане Т-60 был вынужденным вариантом в лёгком танкостроении СССР. Но, в условиях первого года войны на фоне других Советских танков, он стал мало затратной, технологичной в производстве и вполне боеспособной машиной, которую удалось начать выпускать в короткие сроки на не профильных заводах.
41."Малютку" считают прародительницей современных БМД.
Пожалуйста, вспомните с благодарностью всех, кто своим трудом, кровью и смертью приближал Великую Победу!
Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь. Впереди много интересного!
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.