…Январь 1940 года. В кабинете наркома Берии на Лубянке сидят вызванные в Москву резиденты разведки. И среди них – приехавший из США резидент-нелегал Исхак Ахмеров. В кабинет входит сам Лаврентий Берия, по списку проверяет присутствующих. Когда называет фамилию Ахмерова, бросив на него взгляд, огорошивает: «А как ты стал американским шпионом?».
Недоумение присутствующих в кабинете сменилось страхом, что арестуют. Ведь в 1937-1938 годах было арестовано много разведчиков, большинство из них было расстреляно.
Ахмерову запретили покидать Москву. Исхак Абдулович жил эти дни в страхе. Пропали сон и аппетит. Неужели?.. Возможно, надо было выбирать другую профессию? Такие мысли не покидали его.
Родившись в 1901 году в городе Троицке Челябинской области, татарский мальчик Исхак встретил на своем жизненном пути немало трудностей. Сначала – ранняя смерть матери. Не сумев окончить даже начальную школу, Исхак начинает батрачить.
Позднее, преодолев множество трудностей, он получает высшее образование на факультете Международных отношений Московского университета.
После работы секретарем посольства Турции приобщается к внешней разведке. Затем работает в различных международных организациях в Китае, США.
Его авторитет быстро повышается. Он завел дружбу с работниками Министерства финансов, Государственного департамента, Министерства обороны и других органов в Америке. Даже женился на американке – хозяйке своей конспиративной квартиры, получив на это разрешение Москвы.
Ахмеров (по клички Билл) сотрудничал с Виталием Павловым – человеком, отвечающим за разведывательную деятельность в Северной и Южной Америке. Позднее Павлов начал руководить секретными резидентами Нью-Йорка и Вашингтона, затем стал заместителем начальника американского направления НКВД.
Хотя об опасности войны официально не говорилось, разведчики понимали, что война приближается. Фашистская Германия и Италия в любой момент могли обрушиться на СССР.
А самурайская Япония? Ведь не зря она на советских границах сосредоточила половину своих сухопутных сил. Не зря советский разведчик Зорге радировал из Токио о предстоящем нападении на СССР. Ведь министр иностранных дел Японии Тацуока потребовал выполнить обязательства перед Гитлером о немедленном выступлении «на Север» (против СССР).
Получив сообщение о том, что «война между Японией и СССР неизбежна», отряд «731» – центр подготовки бактериологического орудия под Харбином – начал усиленную работу по созданию штаммов чумы, холеры, язвы.
Перед глазами страшная картина: Родина перед угрозой распада! Что делать? Конечно, он не руководитель высшего уровня – рядовой разведчик. Все же – задумался. Против Германии ничего предложить не смог бы. А против Японии?..
Долго ломал голову Исхак. А если… Если попробовать столкнуть США с Японией? Но решить это легче, чем осуществить.
Постепенно в его голове созрел план организации конфликта между этими государствами. Конечно, он как опытный разведчик хорошо понимал суть отношений между Японией и США. Если появится нота США с требованиями вывести японские войска из Китая? Пойдет ли американский президент на это?
Ахмеров сочинил такое предложение и напечатал его на машинке. Он устно изложил свои соображения Виктору Павлову – впоследствии начальнику внешней разведки.
Еще раз проработав «мелочи» будущей операции, детально уточнив с Ахмеровым возможные варианты, Павлов положил план на стол людям, от которых зависела судьба отечества.
И вот Берия вызвал к себе Ахмерова и Павлова. На заседании присутствовало высшее руководство внешней разведки. План был принят.
Самым сложным и важным в операции, задуманной Ахмеровым, оказалось безошибочно решить, кому передать послание от Билла (Ахмерова).
На примете оказался Гарри Декстер Уат, заместитель министра финансов США – знакомый Исхака Ахмерова. Уат несколько раз консультировал президента Рузвельта. Берия информировал Сталина о подготовке операции «Снег» лишь в общих чертах, не зная ее результата. Ахмеров находился под негласным арестом в должности «стажера».
И наконец-то, 26 ноября 1941 года США объявили ультиматум. Они требовали вывода японских войск из Южного Китая и Маньчжурии.
На Лубянке ждали японские войска, и вдруг 7 декабря 1941 года мир облетела ошеломляющая весть: Япония начала войну против США.
Вот так идея, поданная Ахмеровым, была осуществлена и повернула ход Второй Мировой войны в более благоприятное для СССР русло. Япония теперь никак не могла напасть на СССР и выполнить требование Гитлера.
Берия вызвал к себе Павлова и Ахмерова. Сурово сказал им: «Операция «Снег» выполнена. Теперь об этом надо забыть».
Исхак Абдулович иногда переживал, ведь по его вине погибло столько американцев и японцев...
Как писала газета «Известия» (6. 04. 1996), резкое обострение японско-американских отношений осенью 1941 года, повлекшее за собой начало Тихоокеанской войны, было инспирировано советской разведкой, осуществившей уникальную операцию по коррекции американской политики и втягиванию США в конфликт с Японией.
Японская газета «Тайнити» опубликовала сенсационный материал, главным героем которого выступил ветеран советской разведки Ахмеров, лично принимавший участие в разработке и реализации строго секретной операции НКВД «Снег». Целью операции была ликвидация угрозы «второго фронта» на Дальнем Востоке.
Исхак радовался: он спас свою Родину, свой народ. Ведь страна в конце 41-го года была в тяжелом положении. Хорошо, что на помощь подоспели с Дальнего Востока сибирские дивизии. А если бы война развернулась еще и на Дальнем Востоке? Выдержала бы Родина все это?!
Да, заслуги замечательного разведчика, полковника Исхака Ахмерова огромны. За них он был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
В общей сложности «Центр» получил от Билла около 25 тысяч микропленок с развединформацией. Разведчик был награжден еще двумя орденами Красного Знамени, орденом «Знак почета», многими медалями и знаком «Почетный чекист».
На мой взгляд, он был достоин звания «Герой Советского Союза».
В последние годы Ахмеров с женой и двумя сыновьями жил в Сочи. В 1976 году он ушел из жизни.
Хамит САМИХОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!