С юбилеем тебя , "копейка " . Ровно полвека назад с конвейера Волжского автозаввода сошли первые автомобили ВАЗ 2101.
Прототипом нашей «копейки» стал Фиат- 124 . От начала строительства до первой машины прошло не так много времени- 3 года. Но это была не просто копия итальянской малолитражки.
Говорит доктор технических наук , профессор ВлГУ Сергей Драгомиров:
- Машина была коренным образом переделана. В основном переделки коснулись двигателя. Двигатель получил верхний распредвал в отличие от прародительницы. Произошла смена тормозной системы задних колес. Там были дисковые тормоза на итальянском варианте, сделали колодочные тормоза, потому что дисковые не выдерживали по нашим запыленным дорогам. При пробеге 500- 600 км они выходили из строя. Кроме того был увеличен дорожный просвет, усиленно сцепление, усилена подвеска, более 800 изменений было внесено в конструкцию автомобиля.
- Одно рабочее место в автопроме создает 10 рабочих мест в смежных отраслях. Создание принципиально нового автопредприя послужило толчком для развития многих производств.
- Нам было нужно наладить в то время производство резины, лакокрасочных изделий, стали определенной, алюминивые сплавы должны быть Масла, у нас не было хороших масел. В тоже время производство антифриза было налажено. И те отголоски антифриза , который тогда назывался Тосол, до сих пор называют тосолом. Оно стало именем нарицательным. А это была разработка института органической химии и это торговая марка тосол- технология органического синтеза. И этот " Тосол " стал прорывным. А до этого использовали итальянский. Марка " Парафлю". Огромная работа была проделана.
На конвейере модель продержалась 18 лет. Всего над созданием автогиганта работало 1700 советских и зарубежных предприятий. В том числе и заводы нашей области приложили руку. За 18 лет было выпущено 4 млн 800 тыс машин. Причем 2 миллиона на экспорт, прежде всего , конечно, в страны социалистического лагеря. Но бегала наша копейка и по капстранам. Англия , Канада . По опросу журнала « За рулем» ВАЗ 2101 признан в нашей стране лучшим автомобилем 20 века.
- И еще отличалась наша «единичка» (а именно так ее называли вначале), а не копейка от зарубежного варианта оригинальной комплектацией.
- Домкратом комплектовалась, запасным колесом и ручка ручного запуска. То есть кривой стартёр, как его водители называли. Но эта рука служила не для запуска двигателя. Достаточное число оборотов ручкой не наберешь. Эта ручка служила для прокручивания двигателя в холодное время года. Несколько раз провернешь и только потом заводить стартёром. Это облегчало работу стартёра на стадии запуска.
И напоследок несколько интересных фактов о ВАЗ 21 01 :
Самой известной эмблемой Жигулей была серебристая ладья на рубиновом фоне, которая красовалась на всех ВАЗ-2101 с 1971 года. Но дело в том, что на машинах 1970 года выпускаемый значок еще был дополнен надписью «Тольятти» Выпущено таких эмблем было очень мало, так как уже год спустя было приказано убрать надпись, демаскирующую местонахождение автозавода, который по тем временам считался крайне важным стратегическим объектом. Глупость , конечно, несусветная . Где построили завод все знали.
Для экспортного варианта название « Жигули» не подходило из-за созвучия с не очень нормативными зарубежными словами. И на внешний рынок Жигули пошли как Лада.
Памятник копейке установлен перед одним из московских автосалонов . Причем хотели собрать столько копеечных монет, сколько было выпущено машин. Не удалось. Собрали всего 270 тысяч рублей копеечными монетами. Но в книгу рекордов все равно попали.