Есть такая благочестивая православная привычка - благодарить Господа за неприятности и вообще видеть в любых обстоятельствах жизни Его участие. Привычка очень полезная, хотя и опасная.
Полезная, потому что когда не просто неприятности, а "Господь посетил" - это не случайность, в беде есть какой-то смысл - беда переносится легче и приносит не только боль, но и пользу.
И опасная, потому что если беда превышает какой-то болевой порог, человек не может не возмутиться - Господи, за что? Господи, зачем?
У нас беда. Храмы во многих епархиях многих стран закрыты. В самые важные дни года, на Страстной и Светлой седмице, мы остались без богослужения.
Конечно, технологии работают, можно включить трансляцию - но это не то. И Таинства не бывают дистанционными.
Это самая настоящая беда для верующего.
Но и в ней можно найти смысл и пользу. Можно многое узнать о себе.
Есть старая история о двух пустынножителях-отшельниках, подолгу удалявшихся от людей для молитвы. Времена были древние, смартфонов не было, за календарём не следили.
И вот, встречаются они однажды и один другому говорит - знаешь, авва, я вчера встретил в пустыне путника, и он сказал мне, что сегодня Пасха.
"Христос воскресе!" - ответил другой отшельник - "Хорошо, что встретились на Пасху".
И разошлись обратно.
Потому что если Пасха в сердце - то неважно ,когда она на календаре. Хорошо встретить Пасху с братьями по вере в храме - но разве именно это делает Воскресение Христово реальностью?
Страстная и Пасха вне храма позволяют нам пройти непростое испытание и узнать о себе может быть не самые приятные вещи, а именно: что нам нужно - особая атмосфера, сперва трагичная, а после радостная, или же Господь? Сможем ли мы остаться верующими в карантине или мирские заботы поглотят нас?
В жизни каждого православного человека случается такой момент, когда он не может точно сказать - остаётся в Церкви потому, что действительно не может иначе, или потому, что привык. И богослужение - одна из основ такой привычки, когда внешнее "как надо", а внутри холод и пустота.
Нас всех посетил Господь. Устроил нам тотальную проверку, общий экзамен - а что мы из себя представляем, если убрать привычные подпорки нашей веры?
Это страшно. Так апостолы видели, что их Учитель, казавшийся всемогущим, избиваем, судим и убит. Мало кто не усомнится в такой момент.
Но за тьмою сомнений всегда следует радость понимания, за тьмой Страстной всегда наступает Пасха.
Каждый год меня охватывает иррациональный страх, что Христос не воскреснет. Но в этом году такого страха нет. Господь близко. Будем же чутко ждать Его.
Владимир Берхин, президент портала «Предание»