Анна открыла цветочный магазин после 10 лет офисной работы. Сейчас «Цветочное счастье» на самоизоляции, как и тысячи малых бизнесов в России. Онлайн-доставка — это выход?
Чем занимались до открытия бизнеса?
До открытия своего магазина я работала юристом в крупной немецкой консалтинговой компании. Сразу после института пришла на преддипломную практику и осталась там на 10 лет
Как пришла идея открыть свой бизнес?
Идея складывалась долго: когда я была в декретном отпуске, моя мама уже лет 15 занималась цветами и у неё с подругами был цветочный магазин. Мы решили открыть свой семейный магазин: нашли помещение, поставили первый холодильник. Открылись как раз перед 8 марта. Я тогда была далека от цветов - прошла онлайн-курсы, многому меня научила мама. Потом декретный отпуск закончился, и я вышла на работу в офис. Работала полдня в офисе, а потом ездила в цветочный магазин. Соответственно, все выходные я тоже работала там. Со временем поняла, что не хочу заниматься юриспруденцией, а хочу заниматься цветами.
С какими трудностями столкнулись при открытии бизнеса? Что было самым трудным?
Когда решили открыть второй магазин, столкнулись с рядом проблем, потому что это первый опыт, когда это не один цветочный магазин, а два. Тяжело найти опытных, грамотных флористов. Наверное, цветочный бизнес — это тот бизнес, где нужно личное присутствие. А когда у тебя два магазина, это получается как два заброшенных магазинчика и ни на какой не хватает времени. Может быть это у нас так получилось, у некоторых прекрасно получается иметь два магазина. Поскольку 2019 год был довольно сложный, покупательская способность упала, может быть мы не в тот год открыли второй магазин. В декабре 2019 года мы решили оставить всё же один магазин.
Когда только открывались, работали вдвоем, мы очень любили наших клиентов, любили цветы и наработали большую клиентскую базу, всё было здорово. Но когда мы бросили внимание на второй магазин, то первый магазин стал функционировать хуже, а найти опытные кадры на его поддержание было тяжело.
Что самое главное для цветочного магазина? Надежные поставщики, расположение, цены? Что является главным для покупателей?
Мне кажется, опытные кадры и флорист. На самом деле опытных флористов, которые делают красивые букеты и понимают, что они делают — их не так много. Потом, для цветочного магазина важно, конечно, место. От проходимости места зависит очень много. Можно и в спальном районе, как у нас было в первом магазине: неплохо себя подать, стать близким к соседям, подружиться с населением, делать именно то, что хотят они и стать просто «цветочными кудесницами», как говорили про нас. Но это, наверное, не слишком хорошо для бизнеса.
Но когда работаешь один, то, естественно, выгораешь, со временем сил уже не остается
Если хочешь открыть цветочный магазин, ты должен любить это дело, должен хорошо разбираться в сортах цветов, вообще во всем. Нельзя просто взять и решить сегодня открыть цветочный магазин, как думают многие. Открылось очень много цветочных магазинов, чего никогда раньше не было. Для клиентов важны цены, качество и ассортимент. Кто-то любит красные розы, кто-то любит белые розы, кто-то любит подсолнухи, кто-то любит полевые цветы — ты всегда должен сделать букет. Открывая магазин, ты должен поработать флористом или где-то в цветах, съездить на закупки.
Текущая ситуация: самоизоляция, карантин. Что делать цветочному магазину? Планируете сделать доставку цветов?
До сих пор не очень понятно, что делать. Цветочные магазины не имеют права работать — они обязаны закрыться. Но существуют онлайн-доставки, которые никто не отменял. Мы пока не перешли на онлайн-доставки, потому что не очень понятно, как правильно это сделать. Рисковать жизнью курьеров в связи с коронавирусом тоже опасно. Конечно, в этих условиях прекрасно дарить людям цветы, чтобы им дома было веселее, радостнее. Особенно женщинам, которые подвержены панике — сейчас все паникуют, и я паникую. Многие сейчас делают онлайн-доставки: закрывают магазин, ездят на работу, самоизолируются в магазине, делают букеты и осуществляют бесконтактную доставку. Я пока не очень поняла, как это сделать — я этого не делаю.
Минусы огромные, потому что не все арендодатели снижают аренду или делают каникулы. У нас арендодатель сделал в этом месяце скидку - 50%. Но пропало много цветов в холодильнике — это тоже мои деньги. Горшечные растения никто не поливает — они тоже там умирают. Конечно, я могла бы ездить их поливать. Но, если честно, я тоже опасаюсь. Мы должны самоизолироваться, чтобы остановить вирус. Если в нынешних условиях выбирать: бизнес или здоровье, то, конечно, важнее здоровье. Самоизоляция и карантин сильно ударят по большому количеству предпринимателей. Не только цветы: салоны красоты, кафе — все страдают.
О цифрах. Сколько вкладывали на начальном этапе, как быстро вышли на окупаемость?
Многие консультанты по открытию цветочного магазина рекомендуют цифру — 300 тысяч рублей. Для открытия. Но ты обязан заплатить арендодателю две аренды, если магазин не в собственности. Смотря какую аренду найдешь – может это 20 тысяч рублей, а может 100 тысяч рублей. Потом ты должен купить холодильник, который должен быть хорошим, потому что от него зависит качества цветка. Плюс у тебя должна быть вывеска, ты должен открыть ИП или ООО. Плюс первая закупка, реклама. По моему опыту реклама в соцсетях не особо работает, больше работает в цветах сарафанное радио.
Окупаемость к нам пришла через год. Были даже мысли закрыться, когда только начинали, в самом начале. Открылись перед 8 марта…конечно, на 8 марта всем нужны цветы. Кто-то к нам приходил, потому что в этом районе больше не было цветочных магазинов. Со временем открылись конкуренты. Цветы — довольно сложный бизнес. Если открываешь магазин одежды, например, одежда висит, а цветок – он портится. Товар скоропортящийся. В закупку надо вкладывать большие деньги. Это не так мало. И нужно, чтобы у тебя были клиенты, которые это всё купят и выберут тебя из сотен тысяч цветочных лавок, баз и Рижского рынка.
Конечно, с людьми очень тяжело работать. Надо улыбаться, радоваться, всегда быть в хорошем настроении, не грубить
Помимо того, что ты должен хорошо разбираться в цветах, в букетах, но ещё должен быть хорошим психологом, иметь отличный вкус, образование. Важно иметь флористическое образование, без этого, к сожалению, никак. Многие продавцы цветов считают себя флористами, но, к сожалению, они совсем не флористы, они просто продавцы цветов.
Если бы не вирус, планировали масштабировать бизнес? Как именно?
Сейчас никто не думает о том, чтобы масштабировать бизнес. Тут главное — как-то сохранить свой бизнес, покупательская способность упадет ещё сильнее. У многих ситуация похуже. У кого-то бизнес в кредите, у кого-то много кадров.
Понятное дело, что сейчас как-то многим не до цветочков. Всем нужна гречка и туалетная бумага
Мы пробовали масштабировать бизнес. Появились идеи, мы поработали над ошибками, поняли, что мы делали не так. Но масштабировать пока, наверное, нереально.
О кассе. Почему выбрали aQsi? Каким функционалом пользуетесь? Какие есть замечания, что нужно изменить?
Много лет назад у нас была касса. Страшненькая, похожая на большой калькулятор. Это было лет 5 назад. Мы были обязаны работать с кассой, приходили проверки. Один раз нам обслуживали кассу и выставили неправильное время, нас тогда оштрафовали. Оштрафовали и за то, что не выбиваем чеки — иногда забудешь, иногда ещё что-то. Мы раньше не работали в торговле и одно дело — создавать красивые букеты, работа творческая, и другое дело — кассовая дисциплина, это сложно творческим людям. Потом появилась возможность перейти на патент и работать без кассы, для нас это было счастье. И работали без кассы, работали с товарными чеками. В июне прошлого года мы должны были оставаться на патенте, но работать с кассой.
Почему aQsi? Она прекрасная, красивая
На тот момент у нас было 2 цветочных магазина, и мы столкнулись с воровством. А если бьются кассовые чеки, то воровства меньше. Более того, можно следить за персоналом — в какое время он приходит и в какое уходит.
Могу в кассе выделить плюс: это контроль за персоналом, да и за собой контроль тоже, потому что не всегда потом что-то сходится.
Когда магазины появились — я сидела в офисе, была офисным работником, заполняла документы, никогда ни с кассами не сталкивалась, ни с торговлей. Касса для меня — что-то новое. Как-то осваиваюсь в этой теме: уже начинаю понимать, что такое эквайринг, что такое касса, до этого я вообще не понимала.
А замечание у меня тоже есть — она разряжается. Если её ночью не оставлять в розетке, то утром она очень долго запускается. Но может быть это наши проблемы с электричеством, потому что зимой мы отключаем часть электричества. С утра она долго заряжается, а в остальном прекрасно работает, всё замечательно.
3 совета предпринимателям, которые только начинают свой путь
№1. Надо очень-очень-очень любить то, что ты делаешь
Потому что часто хочется все закрыть и ничего не делать больше.
№2. Надо много работать
Очень много работать. Как только ты расслабляешься, всё летит к чертям.
№3. Всегда рассчитывать только на себя
Никаких выплат не будет: оплачиваемый больничный, ещё что-то. Ты работаешь 24 на 7 и если чуть-чуть решил отдохнуть, то все сразу рушится.
Для тех, кто никогда не был в Москве: что это за город?
Москва — мой самый любимый город. Я родилась в Москве и всегда её обожала. И даже никогда не представляла себе жизнь в другом городе. Для того, кто приезжает в Москву и хочет тут работать — Москва либо принимает, либо не принимает, потому что темп, конечно, бешеный. Иногда отсюда надо уезжать в деревню — немного передохнуть. Когда ты постоянно работаешь, немного устаешь от всего: от людей, от города. Москва — город возможностей, очень красивый город, где есть, чем заняться, что посмотреть. Надеюсь, после карантина Москва останется такой же красивой.
Магазин «Цветочное счастье» — https://www.happyandflowers.ru/
Москва: м. Тульская, ул. Люсиновская, 68; м. Тропарёво, ул. Академика Анохина, 56
Самый цветочный инстаграм — @happyandflowers68