Снова и снова измученные тяжким трудом по обучению чад родители плачут и гневаются на школы. И я их в целом и общем хорошо понимаю и сочувствую.
Но если пристально посмотреть на многие запросы, то многие из них и не про школу вовсе. Вот например вопрос, который был задан лично мне, как психологу про нежелание ребенка делать задания, которые присылают из школы.
При всей кажущейся простоте, вопрос этот очень серьезный. Именно об этом я ранее писала, что кризис – это лакмусовая бумажка, проявившая те проблемы, которые мы старались не замечать до него.
Что мы видим в ситуации, когда ребенок отказывается делать задание и родитель ничего не может с этим сделать до такой степени, что нуждается во внешней помощи?
Потеря контакта родителя и ребенка. Мы пока не знаем кратковременная, под влиянием обстоятельств, или это уже результат некоего процесса, который идет давно. Чаще, чем мне бы хотелось, я наблюдаю именно процесс, осложненный кризисом.
Каждый случай индивидуален. И психолог не Бог. Ответ на вопрос мы получим только, когда узнаем как давно имеется эта проблема с непослушанием, какие взаимоотношения в целом в этой семье между родителями и ребенком, особенности режима, отношение к учебе до кризиса, отношения ребенка с педагогами и коллективом класса, психоэмоциональные особенности ребенка и родителей.
Это неполный перечень вопросов, которые нужно прояснить для понимания казалось бы простой проблемы. И в зависимости от прояснения этих вопросов можно будет предполагать решение проблемы, план действий для этой конкретно семьи.
К сожалению родители чаще всего хотят волшебства. Пришел, спросил, случилось чудо. Чудес не будет. Их отменили. Воспитание ребенка – это огромный труд, это процесс, длиною в жизнь.
Я, например, вчера же, когда ехала с эфира, разговаривала по телефону с одним папой, который радовался (!), представьте себе радовался, возможности вникнуть в проблемы обучения своей дочери. Рассказывал, как это интересно, делать вместе с ней уроки, какие открытия он сделал за последнюю неделю, какие пробелы увидел в знаниях ребенка, и как они будут их преодолевать. Как старшая сестра помогает с учебой, так как тоже теперь учится дистанционно в вузе.
Вся семья вовлечена и увлечена. Воистину «не было бы счастья, да несчастье помогло». И да, у этого ребенка есть проблемы с обучением. Есть пробелы в знаниях, которые, собственно, папа и обнаружил, но эти проблемы стали для семьи ресурсом, а не грузом. Ресурсом сплочения и развития.
Второй вопрос, который поначалу может показаться чисто техническим. Он касался того, что по факту не получалось отправить ответы на тесты, как не пытались дети и мама. Не срабатывал алгоритм. Дети нервничали, эмпатичная мама переживала и за детей, и за результат. Переживали достаточно, чтобы потребовалась внешняя помощь. Сколько это по шкале интенсивности эмоций от 1 от 10? Не меньше 5, думаю. Небольшой такой стресс.
И вновь, казалось, бы проблема сама по себе не велика, и решение её чисто техническое. Пишу о ней потому, что таких проблем технических у всех огромное количество есть и будет на ближайшее время. Но что же происходит на самом деле?
Есть факт того, что интернет у нас работает, прямо скажем, отвратительно. Скорость постоянно падает, скачет. Не знаю влияет ли на качество связи еще и то, что огромное количество пользователей интенсивно начали его использовать в последнее время именно по причине дистанционного обучения своих детей. То есть сайты, сервисы – всё перегружено.
Это просто реальность. Ничего личного. Ни сам тест, ни сервис, где он расположен, ни учительница, которая его разместила, ни школа, в которой работает этот учитель, ни даже сам великий интернет НЕ ХОТЯТ ВАС ОСКОРБИТЬ ИЛИ ПРИЧИНИТЬ ВАМ БОЛЬ.
Безусловно, все будут решать эту проблему. Но как и когда она решится до идеального результата мы не знаем. А значит это как нервничать из-за дождя или снега, высыпавшего в мае. Можно, конечно, но бессмысленно.
Поберегите свои нервы, уважаемые родители! Они вам ещё очень пригодятся. Жизнь по определению сложна.
Научитесь всегда брать паузу, когда видите, что включаетесь эмоционально, а ещё и при детях. Пауза. Подышать, умыться, подумать о причинах, найти рациональное объяснение. Спокойно продолжить. В данной ситуации, если уже совсем не работает форма отправки теста, спишитесь с преподавателем и проясните ситуацию. Тест вы можете заполнить и в другом формате и выслать напрямую учителю. Это, как вариант. Бонус – стресс минус. И так в любой технической ситуации, в том числе и с «много шлют заданий».
Алгоритм тот же. Все через паузу и обретение равновесия. Мы – это не наши чувства. Мы их хозяин. Берегите себя!
С уважением, ваш психолог, Елена Вариошкина
Спасибо за внимание! Жду ваши мнения в комментариях! Буду признательна за лайк и подписку!
Читать еще:
Житейские истории в ничтожных обстоятельствах жизни и действиях человека помогают находить ключ к разрешению психологических проблем. Нет непоправимого - любые ошибки можно исправить.