Найти в Дзене
Мир-Твой

"Дети дождя" (опыт первой встречи)

Оглавление
Скажи мне – и я забуду,  Покажи мне – и, может быть, я запомню,
Вовлеки меня – и тогда я постигну.
Конфуций
Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и, может быть, я запомню, Вовлеки меня – и тогда я постигну. Конфуций

Шесть-семь лет назад, думаю, мало кто из педагогов, на тот момент, специальных коррекционных школ 8 вида задумывался о категории "необучаемых" детей. Да и в институтах обучаясь на олигофренопедагогов, с этой категорией знакомились, но как их обучать, речи не шло - они же необучаемы.

В 2015 году все изменилось, наша школа-интернат стал стажировочной площадкой и впервые к нам зашли дети с расстройством аутистического спектра и с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Эмоции..., словами не передать, тем кто впервые встретился с ребенком с глубоким расстройством аутистического спектра, да еще и не малыш двух лет, а 8 летний человечек, поймут.

Признаюсь сразу, на тот момент мне хотелось чтобы меня загрузили часами-уроками у привычных мне ребят с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Как работать с ребенком, который не говорит, у которого агрессия и самоагрессия, который не держит ручку, не умеет пользоваться ножницами (мелкая моторика очень слабая) и еще много, много всего чего он не умеет.- "Меня же к этому не готовили!"

Прошло пять лет. Мой первый ребенок - "аутенок" (с когда-то диагнозом глубокое расстройство аутистического спектра) так и занимается со мной. Из всех детей, с которыми я занимаюсь на данный момент, он самый любимый. И он мой двигатель в получении новых знаний и идей, которые приходят в мою голову.

Какой же он сейчас, спустя пять лет? Теперь никто не скажет, что у него глубокое РАС, он огромный умничка, веселый, ласковый и стремящийся получить знания. Мы сформировали учебную мотивацию, убрали множество стериотипии, самое главное у нас нет теперь неприемлемого поведения (истерик, агрессии или самоагрессии). Пусть мы пока пишем, рисуем, лепим рука в руке, зато мы научились с помощью альтернативной системы коммуникации Pecs (карточки) общаться. А еще мы наконец то добились звукоподражания, научились говорить мама и папа, и еще некоторые звуки. Это большой прогресс для ребенка, который еще год назад издавал только стереотипных несколько звуков и я очень горжусь его успехами.

Но!. Этого могло и не получиться если бы его мама не слушала моих рекомендаций, и как и большинство родителей, считала, что педагог обязан сам обучать ребенка. В работе с такими детьми - крепкая связка специалистов с родителями должна быть на первом месте. Мы начинаем, они продолжают и останавливаться нельзя, даже когда педагог в отпуске. Механизм запущен, и остановка - это откат назад. Этот ребенок после каникул приходит не стерильный, как большая часть детей с ОВЗ - вкладываешь в них, а после лета как-будто ребенка первый раз привели. Знакомо? Так вот, здесь все отлично, так как мама большая молодец.

Хочу ли я сейчас обычные уроки в классах? Однозначно нет. У меня азарт! На сколько можно развить детей, которых считали "необучаемы", на которы х "ставили крест"!

ДИМА:  5 лет тому назад

(все предоставленные материалы с разрешения мамы)

В возрасте 8 лет Дима впервые пришел ко мне и это была моя первая встреча с ребенком с РАС. Его диагноз на тот момент глубокое расстройство аутистического спектра. Ребенок не говорил, зрительного контакта не было, кусал себя, пытался щипать окружающих, мог стоять кричать, визжать и плакать весь урок. Честно очень боялась, что будет биться головой об стену, так как постоянно в нее упирался. Соответственно об учебной деятельности речи не могло и быть. Мелкая моторика слабая ни ручку, карандаши в руках держать не мог, из пальцев просто выпадали. С ножницами то же самое. Много разнообразных стереотипий. Имитировать и подражать не умел, указательный жест отсутствовал. Игровой деятельности не было, только предметно-манипуляторная, на уровне – взял, глянул, поставил на место. Дома все делала мама. Были проблемы с туалетом.

Самостоятельные каракули через 3 месяца
Самостоятельные каракули через 3 месяца

Сейчас.

Позади остались самые тяжелые моменты нашей работы, и Дима уже не прячется в углу и не кричит целыми часами. Сейчас мы с ним далеко не юные птенцы,  много чего умеем, и вместе с Димой замечательная команда.  Продолжаем учиться и совершенствоваться.

Теперь наши уроки плодотворны, в течение 40 минут  занимаемся с перерывом на физминутку. Дима еще по привычке держит меня за палец, так он чувствует себя увереннее, но потихонечку учимся самостоятельности.  

Интуитивное рисование. Просто малюем, а получается красиво:)
Интуитивное рисование. Просто малюем, а получается красиво:)

Дима спокойно находится среди других детей, учится играть в мяч с другими ребятами. Сформированы навыки самообслуживания, спокойно смотрит в глаза, и даже "заглядывает" в глаза ища поддержку и одобрения.

А самое главное мы учимся говорить! И я навсегда запомню слезы радости на лице Диминой мамы, когда он, впервые за 12 лет показал на нее и сказал "МАМА"

 Продолжение следует...