Бронемотоциклы, конечно, чисто военное изобретение. Есть упоминания об употреблении такого вида техники даже в Первой мировой. Шведская компания «AB Landsverk» в период между мировыми разрабатывала и производила (по некоторым данным – всего лишь как «прикрытие» для немецкой GHH) ограниченными партиями бронированные байки.
Первым, экспериментальным, бронемотоциклом стал «Landsverk 190» (Pansarbil fm/30). Что удивительно – точных данных о внешнем виде этого мотоцикла нет, хотя по некоторым предположениям, на части фото попадается именно он. Разрабатывался он примерно в 1930-ом году, и основой послужил мощный и надежный «Harley-Davidson». Сегменты клепаных бронепластин обеспечивали фронтальную и ограниченно боковую защиту.
Внутри коляски был установлен 6,5-мм пулемет kulspruta (ksp) m/14-29 с ременным приводом, который являлся единственным вооружением. KSP m/14-29 был шведской модификацией Browning M1917 с водяным охлаждением, в котором была заменена охлаждающая рубашка. Пулемет использовал патрон 6,5×55 мм. Экипаж бронебайка состоял из водителя на мотоцикле и стрелка в коляске. Всего было собрано два таких аппарата.
Дальнейшим логичным развитием стал в 1932-ом мотоцикл «Landsverk 210» (Førsøkspanser 3 - FP3, пробная бронированная машина 3). Основой ему служил тоже «Харлей», скорее всего это был «Harley-Davidson VL» с двигателем V2 мощностью 30 лошадиных сил. Мотоцикл был оснащен одноколесной коляской, которая располагалась справа от мотоцикла и несла вооружение: пулемет Мадсена (с патроном 8×58 мм), который был установлен за щитом для оружия
Броня была усовершенствованной: сварная конструкция с частичной клепкой. Броневая пластина имела толщину 4,5 мм, а сегментированный дизайн сменил бронированный кузов, обеспечивающий усиленную защиту сторон и защиту сзади. Так же, как на L-190, бронированная поверхность перед водителем была оснащена квадратным смотровым окном, которое могло быть закрыто откидной броневой пластиной.
На практике FP3 оказался провалом. Испытания в Дании показали, что высокая масса автомобиля затрудняет управление, мобильность бронемотоцикла, особенно по пересеченной местности оказалась плохой. Двигатель же, по сообщениям, разгонял транспортное средство на идеальной дороге до максимальной скорости всего в 50 километров в час. В результате испытания были приостановлены, а в августе 1933 года бронированный кузов был демонтирован.
И все же еще одна модель доработанного «Landsverk 210» была собрана в октябре 1938 года для главы нацистской пропаганды в Центральной и Южной Америке того времени, Фридриха Карла фон Шлебрюгге. Заказ обошелся в 10 000 шведских крон (примерно 33 000 долларов по сегодняшней стоимости). Это равнялось примерно половине легкого немецкого бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222.
А вот еще про интересные мотоциклы на "НМ":
48-цилиндровый мотоцикл? По секрету - 49-цилиндровый!
Уникальный мотоцикл «Megola» с двигателем в переднем колесе
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!