Армяне утверждают, что корни "армянского" дудука восходят ко временам правления царя Тиграна ll, где-то к 95-55-м г. до н.э., которого армяне считают своим историческим царём, хотя в действительности, он был парфянского происхождения и к армяно-хайскому этносу не имел никакого отношения. Кроме того, у нас на руках нет ни одного достоверного факта о существовании армяно-хайского этноса во времена правления Тиграна.
Хотя армяне и утверждают, что исполняли на дудуке еще во дворце царя Тиграна ll, но в действительности же, на нем не исполнялось не только при царе Тигране, но даже в ансамбле народных музыкальных инструментов, созданном в 1893 году Комитасом, по праву считающимся основателем армянской национальной музыкальной школы.
Кто, кроме Комитаса мог быть лучше информирован об армянских музыкальных инструментах? Естественно: никто. Комитас, путешествуя с 1904 по 1914 годы по армянским сёлам Турции и нынешней Армении, записывал на ноты исполняемые сельчанами на праздниках, свадьбах и торжествах народные песни и танцы, соответственно, также помечая и музыкальные инструменты, на которых они исполнялись. Теперь, давайте узнаем мнение самого Комитаса об армянских инструментах, посредством журналиста газеты "Азатамарт", издаваемой на тот период в Стамбуле. Данное интервью было опубликовано в 1914 году в 1557-ом выпуске газеты. Это интервью можно прочитать на стр. 306 и 307 книги А.И.Шавердяна "Комитас", изданная в 1989 году.
« - Познакомили ли Вы членов конгресса с армянскими самобытными музыкальными инструментами?
- Да, я упомянул и об армянских инструментах, причем особо остановился на сринге, объяснил его строение и сыграл на нем образцы духовных и крестьянских песен. Если усовершенствовать этот инструмент во всех его видах, то я уверен, что у нас будет такой чудесный духовой оркестр, который сможет отобразить природу во всех ее существенных красках…ибо этот инструмент очень богат по своему тембру. Хотя я и говорил относительно других армянских музыкальных инструментов, как, например, паркапзук или волынка, однако они далеко не так самобытны, как сринг, и подобные им инструменты можно найти и у других народов. Да и у каждого народа обычно бывает один основной музыкальный инструмент в виде самобытного национального... У армян таким национальным инструментом является сринг, который, считаю нужным повторить еще раз, произвел большое впечатление на всех слушателей величием, заключенным в простую форму».
Как видим, никакого намёка на "армянский дудук", которому по утверждениям современных армян насчитывается от 3000 до 5000 лет!
Упоминаемый Комитасом музыкальный инструмент сринг, на самом деле есть не что иное, как турецкий инструмент, называемый "dilsiz kaval"(безъязычковый кавал). Слово сринг же является производной от названия древнегреческого инструмента - "сиринга", искаженной армянами. Сиринга и безъязычковый кавал являются абсолютно разными духовыми музыкальными инструментами. Курды называют последний также блулом. Таким образом, армяне выдают за свой еще один турецкий музыкальный инструмент, но на этот раз под греческим и курдским названиями.
В книге Комитаса «Армянская крестьянская музыка» (издана парижской Комитасовской комиссией в 1938 г) помещена глава, целиком посвящённая армянской народной инструментальной музыке. Комитас кратко разбирает различные виды и формы армянской народной инструментальной и вокально-инструментальной музыки, говорит об инструментах сринг, паркапзук, шви и др. В этой книге он не упоминает ни дудук, ни циранапох. Об этом можно также прочитать в книге А.Шавердяна, «Очерки по истории армянской музыки 19 и 20 веков», изданной в 1959 году на стр. 329.
Как видим, Комитас не считает дудук армянским национальным инструментом, в связи с тем не отмечает его в перечне армянских народных музыкальных инструментов так же, как и не имеет никакого представления о выдуманном армянами названии «циранапох». Это лишний раз доказывает, что данный инструмент не имеет к армянам никакого отношения!