Учет закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования его систем на разных этапах онтогенеза является крайне важным условием охраны здоровья и разработки, подходящих для возраста дошкольника педагогических методик физического воспитания. Все функции складываются и модифицируются при плотном взаимодействии организма и окружающей среды. В согласии с данными представлениями адаптивный характер функционирования организма в разные возрастные периоды определяется двумя важными факторами: морфофункциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью воздействующих средовых факторов функциональных возможностей организма. Каждый период онтогенеза имеет свои особенности и закономерности, отражающие возрастные особенности организации и управления произвольными движениями, которые связаны с морфофункциональным созреванием всех структур двигательной системы. При прочем, отмечаемая в онтогенезе гетерохрония формирования некоторых функций не указывает на отсутствие или нарушение гармоничности развития организма.
К старшему дошкольному возрасту в детском саду причисляют детей в возрасте пяти-шести лет. По современной возрастной периодизации детей этого возраста, относятся к периоду первого детства, который включает в себя интервал от четырех до семи лет. Особенности старшего дошкольного возраста можно охарактеризовать тем, что этот возраст является этапом интенсивного развития личности в таких сферах как: выработка нравственных черт, умение управлять эмоциями, проявление силы воли и характера, повышения интеллекта, физической подготовленности. Именно в этот период обнаруживаются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности ребят в получении все новых навыков и умений. На этом возрастном этапе дошкольника идет переход к более активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, формировал разнообразные индивидуальные черты характера у дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, у детей изменяются пропорции тела.
Физическое развитие характеризуется непрекращающимся изменением, от пяти до семи лет можно наблюдать увеличение тела в длину, причем рост конечностей опережает рост туловища. В данный возрастной период за год дошкольник может вырасти на восемь - девять сантиметров. Эти данные могут помочь родителям в выборе секций для детей вышеуказанного возраста. Я со своей стороны рекомендую отдавать детей в игровые виды спорта.