Дело в том, что в русской Википедии есть такой абзац: "по данным профессора Рышарда Качмарека, директора Института Истории Силезского Университета, автора книги «Поляки в Вермахте», через немецкую армию прошло около полумиллиона поляков из Верхней Силезии и Поморья". Для некоторых людей это является доказательством того тезиса, что "поляки воевали на стороне Гитлера". И казалось бы - польский же историк пишет, что таких было целых пол миллиона! Но давайте разбираться.
Для людей, знакомых с темой коллаборационизма во Второй Мировой само название книги должно вызывать определенные вопросы - в большинстве случаев если кто-то из оккупированных стран (за исключением СССР) вдруг изъявлял желание воевать за немцев - то он попадал в различные "легионы", а позднее - в дивизии войск СС. Исключения, конечно же, бывали, вроде французского пехотного полка в составе Вермахта, но они именно что исключения - большинство добровольцев попадали все же под крыло СС. Почему же про поляков пишут "в Вермахте"?
Вот тут мы и приходим к сути вопроса - большинство попавших в немецкую армию поляков вовсе не были добровольцами! Точно так же как большинство французов, воевавших против СССР, не состояло во "французском легионе добровольцев" или в дивизии "Шарлемань" (хотя бы потому, что численность последних всегда была меньше количества пленных - что, согласитесь, странно). Ситуация с поляками и французами довольно схожа - и тех и других мобилизовали в немецкую армию, не слишком спрашивая их желания, с территорий, которые были объявлены "исконно немецкими" уже во время войны. На Западе такими землями стали Эльзас и Лотарингия, а на Востоке - Силезия и Поморье.
В состав Польши эти провинции попали по итогам Первой Мировой - поляки мечтали о выходе к морю, а так же дополнительных территориях и производственных мощностях, Антанта же хотела максимально лишить Германию возможностей к наращиванию военного потенциала. В итоге, после очень сложных процессов (в том числе вооруженных), Силезия вошла в состав молодого польского государства, как и "польский коридор" - узкая полоска земли между двумя немецкими землями. ( вот тут подробнее о Польше перед войной)
В 39-ом, после разгрома Польши эти земли вошли непосредственно в Рейх, в отличии от остальной части, которая стала называться "генерал-губернаторством". Тогда же в 39-ом начались попытки сегментировать население на "возвращенных землях" - проводились опросы, где каждый должен был указать свою национальность. Очевидно, что назваться немцем было гораздо выгоднее (правда для этого нужно было хотя бы язык знать, но для многих это была не проблема). Кроме этого поляки еще указывают, что ходили слухи, что всех "нечистых" будут выселять в генерал-губернаторство, что тоже подстегивало людей указывать себя как немцев.
Уже в 40-ом году открылась обратная сторона медали - немцев начали забирать в армию. В большинстве своем это были действительно этнические немцы (хотя и имевшие когда-то польский паспорт), так что пока "поляки в Вермахте" представлены только теми, кто жил на территории Германии до войны и был мобилизован на общих основаниях.
Почти сразу после оккупации на землях вошедших в Рейх были распространены т.н. "фолькслисты" - документы, удостоверяющие принадлежность к "немецкой нации". По ним все граждане делились на 4 категории:
- Немцы, еще до войны участвовавшие в организациях, активно сотрудничавшие с Германией;
- Немцы, не проявлявшие политической активности;
- Ассимилированное местное население немецкого происхождения;
- Ассимилированное местное население немецкого происхождения, сотрудничавшее с польской властью.
Первым двум категориям немецкое гражданство давалось автоматически (а с ним и повестка), третьей и четвертой категории гражданство нужно было "заслужить". Однако, если на территории СССР статус "фольскдойче" нужно было еще доказать, то в отношении бывших польских земель действовал иной принцип - все в обязательном порядке заполняли анкеты, а потом чиновники решали - кого в какую категорию относить. Сперва немцы планировали призывать в армию только первую и вторую категорию, но со временем потребности армии заставили забыть про "условности" - была введена особая норма, по которой людям из третьей категории давалось "временное гражданство" с испытательным сроком на 10 лет. Их тут же начали забирать в армию. Отказаться, как вы понимаете, было нельзя. Меры воздействия применялись не только к дезертирам, но и к их семьям. Уверен, что были и те, кто пошел добровольно и с радостью, но таких все же было меньшинство, особенно после Сталинграда. С 1944-ого начали призывать и 4-ую категорию.
Можно конечно долго рассуждать, что нужно было делать каждому конкретному человеку, чтобы "не служить Гитлеру", но, на мой взгляд, наиболее честным будет признать, что в большинстве случаев никакого выбора у него не было (ну разве что повеситься). При этом немцы им не доверяли - унтер-офицерские и тем более офицерские звания для поляков (а третья и четвертые категории фолькслиста - это фактически поляки) были закрыты. Дискуссионный вопрос - как они попадали в СС (а были и такие) - формально туда брали только добровольцев, но под конец войны уже тоже брали всех подряд, "отбирая" призывников из вермахта.
Воевали эти люди на всех фронтах, но на Западе их соотечественники развернули целую кампанию по привлечению их в состав армии Союзников - пленных поляков выделяли в специальные лагеря, где предлагали воевать в составе армии Андерса. От 50 до 89 тысяч человек приняли это предложение и воевали уже против немцев. На Восточном фронте с этим обстояло хуже - всего 3000 военнопленных (уже из немецкой армии) поляков влились в ряды польских частей под советским руководством.
*заметка на полях* Но если же будут говорить, что у поляков вообще не было добровольных военных формирований, которые бы воевали на стороне немцев - это не так. Как минимум можете напомнить про Свентокшискую бригаду, которая фактически действовала именно в интересах немецких частей. Или "Легион белого орла"... Правда численность в ~1500 и ~700 человек в масштабах ВМВ - это даже не смешно. Все же нужно быть совсем упоротым, чтобы не признавать того факта, что поляки - один из народов, который в наименьшей степени участвовали в войне на стороне Германии. *конец заметки*
После войны судьбы этих людей в целом сложилась нормально - даже коммунистические власти Польши пришли к выводу о насильственности мобилизации и про этот факт предпочти попросту не вспоминать.
P.S.
Приведу цитату того самого Рышарда Качмарека, который исследовал вопрос, мне кажется она лучше всего характеризует трагедию этих людей и идиотизм современных политиков:
"Другое дело, что люди стыдились своей службы в Вермахте. Мариуш Малиновский снял фильм о судьбах силезцев, попавших в немецкую армию. Я был на демонстрации этого фильма в нескольких силезских местностях. После показа «Детей вермахта» ветеранам, которые выступили перед камерой, вручали цветы, поздравляли местные политики. А на их лицах было видно настоящее удивление. С чем их поздравляли? Со службой в вермахте? Для них это была ужасная драма, усиленная еще и тем, что после войны они узнали о бесчисленных преступлениях, совершенных немцами, причем не только гестапо или СС, но и их армией."
Благодарим за предоставленные материалы авторское сообщество - Взгляд с молодого Востока.