Всеми известный факт - 16 часов бодрствования, 8 часов сна: примерно с таким чередование функционирует наш организм. Контролируют этот 24-часовой цикл, так называемые, биологические часы.
Возможно, многие убеждены, что сон и бодрствование являются противоположными состояниями сознания. Спешу Вами сообщить, эти два состояния имеют много общего:
- мы думаем, когда спим, видим сны, не смотря на то, что тип мышления во сне отличен от типа мышления при бодрствовании;
- мы запоминаем сны, можем их пересказать во время бодрствования;
- сон не является абсолютным покоем (мы двигаемся во сне);
- во сне мы поддерживаем связь с информацией, поступающей нам, например в общежитии при срабатывании пожарной тревоги проживающие сразу же подскакивают;
- сон не уничтожает наших планов, например если мы запланировали встать по будильнику - встаём (иногда просто ленимся:).
Долгое время считалось, что сон - полный отдых организма, позволяющий ему восполнить запасы энергии, израсходованные за период бодрствования. Замечено, что недостаток сна сказывается на поведении: после нескольких суток без сна возникают галлюцинации, теряется способность нормально воспринимать информацию.
Сейчас известно, что сон - не просто восстановительный процесс, а представляет собой состояние первостепенной важности для сохранения нормального состояния сознания.
Сон вовсе не однородное состояние, а сложный психический процесс, включающий в себя стадии медленноволнового и парадоксального сна.
Медленноволновой (медленный) сон составляет 80% общего времени сна. При погружении человека в медленный сон ритмы сердца и дыхания замедляются, мышцы расслабляются, и организм в максимальной степени восстанавливает свои силы.
Парадоксальный сон занимает 20% времени, сопровождается падением мышечного тонуса с возрастанием деятельности мозга и быстрыми движениями глаз. Все сновидения приходятся на период парадоксального сна . Парадоксальный сон так же необходим организму, как и глубокий сон, хотя его значение для понимания деятельности психики до сих пор не совсем ясно.
При написании статьи руководствовалась следующим материалом: "Психология и педагогика: учебное пособие" - Э.В. Островский, Л.И. Чернышова