В 1974 году на базе Ульяновской школы высшей лётной подготовки был создан Центр обучения авиационного персонала Совета экономической взаимопомощи (с 1980 года ‒ Центр ГА СЭВ). В 1981 году при нём был на общественных началах образован Музей истории гражданской авиации.
Однако, глава управления учебных заведений Министерства гражданской авиации (МГА) Ю.П. Дарымов предложил превратить его в Головной музей истории гражданской авиации, фактически ‒ «цивильный» аналог Центрального музея ВВС.
Музей был создан приказом Министра гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева в 1983 году. Предполагалось, что в восстановлении техники активное участие будут принимать курсанты ЦГА СЭВ.
При первом начальнике музея В. М. Корнееве в 1984-1985 годах был получен ряд экспонатов, начиная сельскохозяйственным М-15.
И заканчивая сверхзвуковым Ту-144.
В 1985 году начальником стал А.П. Гуркин, в 1944-1973 годах служивший в военно-морской авиации. При нём в музей был доставлен найденный предыдущим директором самолёт АНТ-4 (Г-1) Полярной авиации.
Благодаря связям в военных кругах, новому директору удалось уговорить Министерство обороны в 1987 году поднять в воздух и перегнать в музей самолёт Ту-104А, который служил личным самолётом командующего Северного флота. Это был последний в истории полёт Ту-104.
Одновременно Гуркин добился от руководства Дальней авиации передачи самолётов Ту-116 из Тикси и Ту-114 из Узина.
Ту-114 прилетел в Ульяновск в 1988 году.
Ту-116 ‒ в 1989 году. Это единственный сохранившийся образец бомбардировщика Ту-95, переоборудованного под пассажирский салон.
В 1987 году руководство Центрального аэровокзала в Москве передало в музей коллекцию заводских макетов самолётов.
Тогда же городские власти выделили музею участок земли, прилегающий к аэропорту, где вольготно смогли разместиться все экспонаты.
Однако, нет добра без худа: вскоре финансирование от Министерства гражданской авиации прекратилось, и вся тяжесть по содержанию немаленького музея легла на небогатое Училище гражданской авиации.
В 1988-2005 годах музей возглавлял опытный лётчик П.Д. Никитков. При нём были получены самолёты Ан-2, МиГ-25, L-29, Ту-134, Ту-154.
С 2006 года благодаря усилиям ректора УВАУ ГА С.И. Краснова музею были переданы учебные пособия Як-40, Ан-26, Як-42, Ил-86, М-101Т «Гжель» и Як-18Т. Ещё один Як-40 подарила а/к «Волга-Днепр».
В 2008-2017 годах при начальнике музея Ю.М. Валкине были отреставрированы самолёты Ту-144, Ту-104, Ил-18, Ан-2, Ан-14, покрашен самолёт Г-1.
Возведён крытый павильон, где демонстрируются реплики АК-1, По-2, самолёт Як-12М.
После ухода Юрия Марковича должность и.о. начальника музея некоторое время занимал бывший экскурсовод Алексей Крытов, но в 2019 году он умер. В том же году отправлен в отставку ректор Краснов.
Что сейчас происходит в ульяновском авиамузее, и какие перспективы его развития ‒ мне неведомо.
Если Вы что-нибудь знаете, напишите в комментариях!