После коронакризиса и карантинных мер нас ждет ряд негативных явлений, которые буду оказывать ключевое воздействие на экономику города, региона и страны в ближайшей перспективе:
- Рост уровня безработицы
- Снижение покупательской способности населения
- Снижение доходов предприятий.
Все эти факторы имеют место быть уже сейчас. Другое дело, что пока рано говорить о конкретных показателях и их роль в будущих процессах.
При этом, мы уже сегодня можем проработать ряд мер по снижению уровня их влияния. К сожалению, большинство механизмов в России находится на уровне федерального центра. Да, в Москве активно ищут способы поддержки, в том числе через прямые денежные вливания в предприятия, но при этом, есть и вопросы, которые можно и нужно решить на местном уровне. Их и рассмотрим.
Одним из основных драйверов повышения занятости населения являются субъекты МСП (которые больше всего пострадали в условиях коронакризиса).
Большинство представителей малого и среднего бизнеса, которые пострадали от карантинных мер трудятся в сфере бытового обслуживания, общепита, туризма и развлечения, мелкого производства, и т.д.. Наиболее распространенный метод поддержки - это льготные кредитные ставки для МСП, а также отсрочка платежей по ним. При этом, происходит парадоксальная вещь - сначала средства у предпринимателей берутся в виде налогов, а потом они же перераспределяются в виде этих льготных кредитов.
Проблема такого подхода заключается в том, что во-первых, процесс получения подобной поддержки зачастую настроен так, что ее получают ограниченный круг предприятий, т.н. пул компаний, которые приближены к центрам принятия решений. Во-вторых, даже получив средства, предприниматель может только пустить на поддержание текущего положения дел (аренда, фонд оплаты труда и пр.), избежав(отсрочив) банкротство, при этом эти деньги он все равно вынужден будет позже отдать, из последующего оборота.”
Если же мы действительно хотим “размазать” средства слоем соизмеримым уровню развития компаний, то логично было бы просто не изымать средства в виде налоговых отчислений. Эти средства остаются в компаниях и позволяют вкладывать их либо в развитие предприятия, либо в виде доходов, которые также повышают покупательский спрос на рынке, т.е. средства остаются в экономике и работают.
К сожалению, в условиях города, не так много механизмов. Но есть налоговые ставки, которые именно муниципалитет в состоянии назначать. В частности речь идет про ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Сейчас действуют коэфициенты согласно вот этому постановлению городской думы, но Налоговый кодекс (Статья 346.29 п.7) позволяет нам самостоятельно снизить значение корректирующего коэффициента до 0,005, что для большинства предприятий было бы ощутимым.
Насколько это будет значительно для предпринимателя? Давайте посчитаем на примере:
Ресторан Х в Краснодаре, площадь 150м2 (это максимум по закону ЕНВД)
ЕНВД: 1000 (базовая ставка) х 150 (м2) х 2.009 (фед дефлятор) х 0.92 (местный дефлятор) х 15% = 41 590р в месяц ЕНВД или 124 770 руб.в квартал.
Теперь если мы установим местный дефлятор равный 0,005:
1000 (базовая ставка) х 150 (м2) х 2.009 (фед дефлятор) х 0.005 (местный дефлятор) х 15% = 226р в месяц ЕНВД или 678 руб.в квартал
И если мы возьмем три кризисных квартала до перехода с ЕНВД на патент, то получим, что предприниматель вместо 374 310 руб. налога, заплатит 2034 руб. Таким образом у него на руках в кризис остается 372 276 руб. которые он может потратить на создание новых рабочих мест, развитие предприятия, погасить долги за простой аренды в период карантина и т.д.
Насколько это будет обременительно для муниципального бюджета?
Во-первых, в проекте бюджета на 2020 года доля в собственных доходов отчислений от ЕНВД составляет всего лишь 5,3% (или 934 млн.руб.). При этом, первый квартал уже оплачен. Много это или мало? Ну например, при всей нашей любви и ожидании поставок новых трамваев, на их закупку в 2020-2021 году 795,4 и 825,6 соответственно. Я думаю в условиях кризиса, хотя бы одну из них можно легко перенести на год, если не будет хватать средств на поддержку МСП, поскольку если малый бизнес умрет сегодня, завтра некому будет даже за проезд платить в новых трамваях.
Во-вторых, ЕНВД с 1 января 2021 года будет отменен, и предприниматели перейдут либо на УСН либо на патент. Следовательно, никаких проблем обнулить ставку на пол года не будет, равно как и проблем от возвращения к стандартном налогооблажению.
Кроме этого, Законодательное собрание Краснодарского края может снизить и ставку УСН (упрощенной система налогооблажения).
Как уже говорилось выше, подобная мера позволит не только оставить средства в рыночном обороте, но и частично повысит покупательскую способность. Но это лишь часть мер. Любому бизнесу нужно, чтобы его продукт или услуга покупалась. А она будет покупаться, если на руках у населения будет достаточно для этого средств. А сейчас с этим проблема. И эти проблемы связаны с утратой работы и невозможностью найти новую с достаточным для жизни заработком. Многие предлагают решение раздать деньги населению “просто так”. Возможно на уровне федеральных властей, из средств ФНБ, такой механизм и теоретически реален, вот только на местном уровне муниципалитеты в средствах сильно ограничены. Может ли город самостоятельно попробовать решить проблему занятости, помимо указанных выше мер поддержки субъектов МСП?
Муниципалитет (вместе с госзакупками и предприятиями их обеспечивающих) является одним из крупнейших работодателей в городе. Вместо простой безвозмездной раздачи средств населению, город может обеспечить временно безработных горожан общественными работами, с оплатой равной средней, либо медианной, которая по краю составляет 27 900 рублей. Это хорошая возможность совместить “приятное с полезным”, а именно решить ряд городских задач, дав при этом жителям заработать деньги, которые они потратят на внутреннем рынке, тем самым запуская механизм экономического роста. Причем этот механизм, в том числе, предлагается одним из антикризисных пунктов Минтруда.
Какие работы это могут быть? Прежде всего общественно важные и трудоемкие. Например:
- Перепись и инвентаризация зеленых насаждений
- Контроль за незаконными и платными парковками в городе
- Контроль за незаконными строительными работами, рекламными конструкциями и пр.
- Поиск и устранение нарушений связанных с незаконными свалками
- Очистка улиц от рекламных объявлений, граффити
- Работы по благоустройству территорий
- Ландшафтные работы, посадка деревьев
- Цифровизация данных
- На краевом уровне - расчистка русел рек, для предотвращения паводков, противопожарные работы и пр.
- и множество других вариантов.
Возможно, для обеспечения дополнительных объемов работ потребуется запустить крупный проект, которые потребует максимального сосредоточения рабочих рук. Например, таким проектом мог бы стать линейный парк Карасуны на всем своем протяжении. Под чутким руководством профессионалов-бригадиров, горожане массово могли бы трудиться над его созданием, при этом получить достаточно средств для обеспечения себя и своих семей.
Да, для этих целей нужно выделить соответствующие средства. Во-первых, уже само Министерство труда, которое готовит ряд нормативных актов по этому вопросу, договорилось с Минфином о резервировании необходимых ресурсов, для организации общественных работ в регионах, но, поскольку, мы не знаем как и когда это будет осуществлять, мы можем пока рассматривать только внутренние ресурсы.
Во-вторых, для этого нам необходимо перенести на более поздний срок (посткризисный) ряд важных, дорогих и амбициозных проектов, но при этом не создающих дополнительных рабочих мест. Например, как мы помним, власти Краснодарского края выделят из бюджета региона 27,3млрд рублей на строительство трех дорожных мегапроектов. Если мы эти средства временно перераспределим на создание общегородских рабочих мест, то на эти средства в течении года при заработной плате в 29 700 руб. дополнительно могут трудиться 76,6 тыс. потерявших работу горожан. При этом, во-первых, это не простая раздача денег, а очень важный для города труд, который в иное время мог не состояться. Во-вторых, эти средства серьезно окажут влияние на покупательский спрос внутри города - эти 27,3 млрд. горожане понесут представителями МСП оплачивая их товары и услуги, тем самым стимулируя их к развитию и созданию новых рабочих мест. В третьих, чем больше горожан будут принимать непосредственное участие в благоустройстве городской среды, тем щепетильней и ответственней они будут относиться к плодам своего труда и к городу в целом.
Безусловно, и 27,3 млрд.руб. и эти развязки, равно как и перечень возможных работ и проектов - это все условность, пример для иллюстрации того, как на местном уровне, не ожидая манны небесной из Москвы мы можем помочь горожанам и бизнесу не только преодолеть кризис, но и выйти из него обновленными и с новым потенциалом.