Недавно я опубликовал статью "Запорожские казаки: правда и вымысел". Поэтому необходимо сказать и о казаках донских и кубанских.
Первое упоминание о казаках относится к концу XIII века. В 1294 году венецианские купцы отправились в Золотую Орду для налаживания торговых отношений. В 1303 году по окончании посольства была написана рукопись "Кодекс Куманикус" (Codex Cumanicus). В ней половцы названы "народом татарча [tatarča]". Среди них выделяются особая часть войска "казак", выполняющие охрану границ и другие особые поручения, эдакий такой средневековый аналог спецназа. Казаки также упоминаются в мамлюкско-арабском словаре 1343 года, в котором "казак" определяется как вольный бродячий воин, наемник, продающий свое оружие и навыки.
Так средневековые авторы казаками называют часть половецкого войска. Половцы также известны как кипчаки, населявшие Дешт-и-Кыпчак задолго до прихода золотоордынских ханов, контролирующие степи от Дуная до Иртыша. Происхождение кипчаков не вызывает сомнений: все средневековые авторы единодушно относят их тюркским народам, в этногенезе которых принимали участие скифы-сарматы, саки, аланы, авары, булгары, хазары – патюркские и тюркские народы, в разное время населявших эти земли.
Но нас, рассматривая историю донского и кубанского казачества, интересуют конкретно территории северного Причерноморья, Прикаспия и предгорий Кавказа. После распада Золотой Орды в XV-XVI веке здесь были образованы квазигосударства Крымское ханство, Большая Орда, частично заходили на эти территории Астраханское ханство и Ногайская Орда, из части которой была выделена провинция Коммань [Commanie], позже ставшая Кубанью. В 1661 году Абу-ль-Гази в труде "История татар" пишет: "Земля Кыпчатская – есть подлинное отечество казакам. Народ, который мы называем именем Казаков, живет точно на тех границах, называемой землей кыпчатской между рекой Яиком [Урал] и устьем Днепра. И нет никакого знака, что этот народ жил где-то еще. Нынешние казаки называют татар своими братьями и склонны почти до всего того, до чего и татары".
К 1550 году часть ногайских татар отделилась от Крымского ханства и основала на Дону независимое Войско Донское. В самых ранних источниках Войско Донское - это татарское войско, не принимающее власти ни Крымского хана, ни Московского царя.
Однако по мере расширения на юг границ Московского государства на Дону и Кубани появляются русские поселенцы. Книга "Житiе и славныя дела государя императора Петра Великого" 1772 года говорит: "Донские Козаки суть такие же сущие Россияне, а наименование козацкое досталось им таким образом, как и малороссийским [запорожским] козакам. Оными землями, где живут, владели козаки татарские. Россияне вступили в их места и стали быть во всем такими, какие были татарские козаки, почему и имя их досталось". Там же: "Первые основатели того Козацкого народа, будучи по большей части переселенцами, жен себе у татар войной добывали. Также брали у татар пленников и принимали от них беженцев, которых в свое общество брали. От такого помешательства и крови русской с татарской смешения Донские козаки на татар лицом похожи". И там же: "Побегшие россияне не были прежде казаками, но сие название пришло на них от татар".
И вот здесь мы сталкиваемся с ярким примером фальсификации российской истории. Согласно официальной версии, донские и кубанские казаки – это беглые крепостные и просто "разбойничий люд", скрывавшиеся в "вольнице" от русских властей.
Но вот интересно. Селились русские поселенцы по берегам рек Дон, Кубань, Волга. Но ведь именно по крупным рекам перемещалось русское войско для вторжений в Крымское и Астраханское ханства. То есть русским властям были хорошо известны эти пути. Согласимся, не самое удачное место, чтобы скрыться от длинных рук русских карательных отрядов.
Далее. Согласно царским Указам, казаки защищали южные рубежи России, за что освобождались от налогов и податей и даже получали жалование. Здорово, да? Мало того, что царское правительство освободило беглых крепостных и разбойников от налогов, но и стало платить им жалование. А те, в свою очередь, вместо того, чтобы заплатить налоги и спать спокойно, вдруг воспылали любовью к своей Прародине и стали защищать ее от вражеской агрессии.
Ответ, кажется, очевидным. Изначально основу русского Донского войска составляли не беглые крестьяне, а боеспособные военные отряды. Подтверждает этот вывод книга "Азовское Казачье войско". В целом казаки честно выполняли свою работу: они участвовали в присоединении Казанского и Астраханского ханств, в Ливонской войне...
Однако после событий так называемого "смутного времени" царское правительство словно забыло о своих обязательствах перед казаками. Последние начали требовать от властей возобновления выплат жалования и его увеличения. Бездействие Российских властей стало причиной казачьих бунтов, поддержки Лжедмитрия и поляков, росту сепаратистских настроений.
Обострение отношений казаков с Москвой приходится на 1620-30-е годы. Тогда в 1630 году после самовольного похода казаков против Крыма и Турции и убийства воеводы Ивана Карамышева на казаков была наложена "царская опала". В результате казаки отказались выставить войско на государеву службу под Смоленск, требовали снять "опалу" и грозили отказаться от данной присяги. Для урегулирования конфликта Царским Указом в 1632 году на Дон отправлялось посольство князя И.А.Дашкова и подъячего Полуехтова. По результатам посольства 27 декабря царь Михаил Федорович и патриарх Филарет "изъявили согласие пожаловать казаков" и "отдать им вины", но при условии целования креста "атаманами и всем войском" в том, чтобы "казакам быть в их государьском повелении навеки неотступно". Также царь согласился ежегодно присылать жалование, а патриарх должен дать свое святительское благословение. Эти события описаны в работе О.Ю.Куц "Отказ Казачьего Дона от присяги в 1632 году".
Этот пример показывает, что казачество не было какой-то вольницей, как нам пытаются показать официальные историки, но резервом регулярной армии, связанным с царским правительством присягой. Более того, в отличие от запорожских казаков, ни один источник не оспаривает русское происхождение современных донских и кубанских казаков, лишь указывая, что они приняли от татарских казаков тактику ведения боевых действий и мастерство владения оружием.
Безусловно, среди казаков были и каторжные, и крепостные, но не они составляли основную массу. Но кому и зачем нужно было представлять всех казаков за банду беглых крепостных и разбойников? Вероятно, впервые это было сделано с целью скрыть или снять с властей ответственность за этнические чистки, проводимые переселенными в Малороссию, на Дон и Кубань сербов и хорватов, известных как граничары. Граничары фактически истребили на Дону и в Кубани тюркский элемент, вынудив оставшихся уйти в Крым и на Северный Кавказ.
Позже казачьи восстания, в частности, Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, представлялись чуть ли не попыткой свержения политического строя. Хотя зачастую казачьи бунты были напрямую спровоцированы действиями царских воевод или непосредственно центральным правительством.
Так или иначе, к XVIII веку казаки стали самой боеспособной и, без преувеличения, самой верной присяге частью Российской армии.
Но после того, как в годы Гражданской войны многие казаки выступили против Советской власти, их роль в Российской истории вновь стала последовательно умаляться. Казаки стали представляться как не подчиняющихся никому, кроме своего атамана, "вольников", доставлявших стране только проблемы.
Но нужно признать, что со времени формирования русского казачества на основе посылаемых военных отрядов с целью создания на Дону и в Кубани приграничной буферной зоны именно казаки всегда стояли на страже безопасности Русского государства.