Переходим к обзору бронетехники так называемых союзников Советского Союза во Второй мировой войне. Как ни странно, но американской техники выставлено не густо, хотя, казалось бы, по ленд-лизу ее нам поставили не так уж и мало.
БТР M3
Американский полугусеничный бронетранспортер, созданный в 1940—1941 годах параллельно с почти идентичным ему по конструкции полугусеничным бронированным артиллерийским тягачом M2. Серийное производство M3 продолжалось с 1941 по 1944 год, всего выпущено 26378 бронетранспортеров М3, включая их варианты M5 и M9 разработки фирмы Интернэйшнл харвестер (International Harvester Company) и не считая почти пятнадцати тысяч машин специального назначения на их базе.
Во время Второй мировой войны M3 и машины на его базе в значительных количествах поставлялись союзникам США по ленд-лизу, немалое количество бронетранспортеров продано другим странам и в послевоенное время. Хотя почти во всех странах, использовавших M3, он снят с вооружения, на 2007 год отдельные страны все еще имели бронетранспортеры этого типа в армиях.
M3 имел классическую капотную автомобильную компоновку, с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения, центральным — отделения управления и кормовым — десантного отделения. Штатный экипаж бронетранспортерных модификаций, включавший десант, составлял 13 человек.
Бронирование от 6 до 13 мм. Вооружение бронетранспортера составляют два пулемета - 7.62-мм M1919A4 и 12.7-мм M2.
Двигатель бензиновый, мощностью 147 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 72 км/ч.
САУ Т48
Самоходная артиллерийская установка, созданная на базе бронетранспортера M3. Десант убрали, а вместо него разместили 57-мм орудие M1. В 1942-1943 гг. выпущено 962 машины, из них 650 отправлены в Великобританию по программе ленд-лиза, а остальные 282 переоборудованы в стандартные бронетранспортеры М3А1. В свою очередь англичане оставили на вооружении 30 штук, а остальные отправили в СССР, где машина получила обозначение СУ-57.
ТТХ САУ аналогичны базовому M3, за исключением отсутствующих пулеметов.
ЗСУ M17
Зенитная самоходная установка, разработанная в 1942—1943 годах как улучшенная версия ЗСУ M13, обладающая большей огневой мощью. Как и M13/M14, M16 выпускалась в двух вариантах: собственно M16, использовавшая шасси полугусеничного бронетранспортера M3, и M17, созданная на базе его несколько отличавшегося варианта, M5; за исключением шасси и деталей конфигурации броневого корпуса, обе установки были идентичны. M16 выпускались с мая 1943 по март 1944 года, M17 — с декабря 1943 по март 1944 года, всего было выпущено, соответственно, 2877 и 1000 ЗСУ обоих типов. Все выпущенные M17 в 1944 году были по программе ленд-лиза переданы СССР, где они стали основным средством мобильной ПВО танковых и механизированных частей.
Вооружение состоит из счетверенных 12.7-мм пулеметов M2HB (TT), более известных под названием пулеметы Браунинга M2.
Остальные характеристики не отличаются от базового M3.
M3 Lee
Средний танк, названный в честь военачальника периода Гражданской войны в США — генерала Роберта Эдварда Ли. Кстати, названия для танков в честь американских военачальников периода гражданской войны были придуманы британцами. До появления названий у M3 и его модификации в Армии США не было традиции присвоения личных имен серийным образцам танков и бронетехники в целом. Но после «Стюарта», «Ли» и «Гранта» такая практика вошла в обиход, и традиция наименования бронетехники именами военачальников второй половины XIX — первой половины XX века существует в Армии США по сей день.
M3 был создан в 1940 году на основе неудачного танка M2 и производился серийно с июня 1941 по декабрь 1942 года. Всего в различных вариантах было выпущено 6258 экземпляров этого танка. Около 2/3 выпущенных M3 были переданы другим странам, в основном Великобритании и СССР, по программе лед-лиза. Кроме того, до появления в достаточных количествах более совершенного среднего танка M4 «Шерман» M3 был основным боевым танком Вооруженных сил США.
Поставки М3 в СССР начались с весны 1942 года, в основном, через Мурманск, но некоторая часть попала через Иран. На Восточном фронте танки «Ли» появились к маю 1942 года и впервые вступили в бои в ходе майского наступления Красной Армии на Барвенковский плацдарм. Они также успели принять участие в боях на Северном Кавказе в 1942-43 годах, в наступлениях под Вязьмой и Ржевом, а также в битве на Курской дуге. Однако первые опыты их боевой эксплуатации не вызвали большого восторга. У танка не лучшим образом обстояли дела с маневренностью, проходимостью и малозаметностью. Вооружение было хоть и достаточно мощным, но весьма неудобно расположенным - для того, чтобы выстрелить из пушки, расположенной в вертикальной башне справа, по врагу, находящемуся слева от танка, приходилось разворачивать машину и терять время, в течение которого враг мог произвести упреждающий выстрел.
Толщина брони составляла 13-51 мм. Вооружение: 75-мм орудие M2 или M3 в боковой башне, 37-мм пушка M5 или M6 в верхней башне и четыре 7.62-мм пулемета M1919A4 (Браунинг M1919). В составе экипажа 7 человек.
Танке оснащен авиационным бензиновым двигателем мощностью 340 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 49 км/ч.
M3A1 Stuart III
Легкий танк, получивший свое имя в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта.
M3 был создан в 1938—1941 годах на базе легкого танка M2. Серийно выпускался с марта 1941 по июнь 1944 года, неоднократно подвергаясь модернизациям по ходу выпуска. Всего было построено 23 685 экземпляров, что сделало «Стюарт» самым многочисленным легким танком в истории мирового танкостроения.
Во Второй мировой войне «Стюарт» активно использовался войсками США, а также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в Великобританию, СССР, Китай, войскам «Свободной Франции» и НОАЮ (Народно-Освободительная Армия Югославии). После войны устаревшие к тому времени, но все еще многочисленные «Стюарты» продавались во многие другие страны, в некоторых из которых они состояли на вооружении до 1990-х годов.
Броня толщиной от 13 до 51 мм. Вооружение состоит из 37-мм пушки M6, двух 7.62-мм пулеметов M1919A4 и одного 7.62-мм M1919A5. Экипаж состоит из четырех человек.
Двигатель авиационный бензиновый, мощностью 250 лошадей. Максималка по шоссе - 61 км/ч.
Парочка "Стюартов" разных модификаций выставлены и в белградском военном музее.
M4A4 Sherman
Средний танк, широко использовавшийся в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлявшийся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 использовался вплоть до окончания Корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времен Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4).
M4 стал основной американской танковой платформой во время Второй мировой войны, и на его базе было создано большое количество специальных модификаций, САУ, инженерной техники.
Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 экземпляра (не считая машин канадского производства), что сделало "Шерман" наиболее массовым танком американского производства.
Модификация M4A4 представляет собой машину со сварным удлиненным корпусом и силовым агрегатом Chrysler A57 Multibank из пяти бензиновых автомобильных двигателей. Выпущена в количестве 7499 штук предприятием Detroit Tank Arsenal. Пару таких танков прислали в СССР на испытания, после которых советская сторона отказалась от поставок данных машин, поскольку силовая установка не внушала доверия, да и бензин жрала, как не в себя. Выставочный экземпляр - это как раз один из тех двух танков.
Толщина брони составляла от 13 до 89 мм. Вооружение - 75-мм орудие M3, 12.7-мм пулемет M2HB и два 7.62-мм пулемета M1919A4. Экипаж состоял из пяти человек.
Силовой агрегат мощностью 470 л.с. Максималка по шоссе - 50 км/ч, по пересеченной местности - 40 км/ч.
M24 Chaffee
Легкий танк, получивший название в честь Э. Р. Чаффи-младшего, первого командира танковых войск США. Создан в 1943—1944 годах фирмами ATC и Cadillac, серийное производство было начато в апреле 1944 года и продолжалось до августа 1945 года, всего был выпущен 4731 танк этого типа. M24 принимал участие во Второй мировой войне, хотя из-за сравнительно позднего появления использовался войсками в ограниченных количествах. По показателям огневой мощи, защищенности и мобильности M24 относился к лучшим легким танкам заключительного периода Второй мировой войны. После ее окончания "Чаффи" оставался на вооружении США до начала 1950-х годов. Он активно использовался в Корейской и Вьетнамской войнах.
Около 4400 M24 было поставлено союзникам США и нейтральным странам, танк использовался ими в Индокитайской, Алжирской, Вьетнамской и Третьей индо-пакистанской войнах. Модернизируясь в ряде использовавших его стран, M24 оставался на вооружении ряда государств на протяжении нескольких десятилетий, прежде чем был заменен более современными типами танков. По состоянию на начало 2000-х годов, M24 все еще состояли на вооружении некоторых стран.
Бронирование от 10 до 38 мм. Вооружение - 75-мм орудие M6, 12.7-мм пулемет M2HB и два 7.62-мм пулемета M1919A4. В экипаже пять человек.
Силовая установка представляет собой два спаренных бензиновых автомобильных двигателя "Кадиллак" суммарной мощностью 220 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 56 км/ч.
Продолжение следует...