(Из материалов военных лет)
Самолеты идут на Запад. Под прозрачным фонарем кабины чувствуется легкий запах бензина, отработанного масла. Покрышкин бросает беглый взгляд на медленно выползающую из-под крыла землю. Затем, через ровные промежутки времени, он неторопливо поворачивает голову. Взгляд назад — противника не видно. Самолет идет почти на максимальной скорости, и поэтому Покрышкин знает, что за две-три минуты ничто не может появиться за хвостом его машины. Это уже проверено на практике.
Покрышкин осматривает воздух. Пусто. Обманчивая тишина! Летчик уверен, что немцы сейчас в районе станции. Чутье истребителя-охотника его еще ни разу не обманывало. Он нажимает кнопку передатчика:
— Пошли в квадрат 105!
Ведомые послушно идут за своим командиром. Наклонив остроносые капоты моторов, истребители развивают бешеную скорость. Покрышкин любит скорость. «Когда скорость в твоих руках, немец не страшен», — таково правило советского асса.
Вскоре летчики увидели, что с запада к фронту движется около двадцати вражеских пикировщиков. Они шли в сопровождении истребителей. Покрышкин со своими ведомыми врезался в хвост колонны бомбардировщиков и, уклоняясь от турельного огня, выпустил по избранному «Юнкерсу» длинную очередь. Выходя из атаки, он заметил, как рухнул на землю горящий бомбардировщик, как заметались «Мессершмитты». Покрышкин отвел свою группу в сторону. Выбрав удобный момент, он стремительно повел свою четверку в атаку. В пять-шесть секунд он оказался над немцами, врезался в их строй и, подойдя почти вплотную, ударил по вражескому флагману.
«Юнкерс» взорвался. Это произошло настолько неожиданно, что самолет Покрышкина пронесся сквозь пламя и обломки вспыхнувшего бомбардировщика. Инстинктивно летчик закрыл глаза и почувствовал, как тяжелые куски ударили по фонарю кабины и крыльям.
Атака была рассчитана точно. «Юнкерсы» панически заметались. Покрышкин вошел в пике и погнался за одним из удирающих бомбардировщиков. Не убирая газа, он постепенно нагонял врага. Стрелок немецкого бомбардировщика выпустил несколько пулеметных очередей. Покрышкин прицелился и ударил по кабине стрелка, а потом быстро перенес огонь на правое крыло. Так мог делать только он.
«Юнкерс» вспыхнул, потом как-то нелепо перевалился на крыло и ударился об землю. Яркое пламя жадно лизнуло самолет и столбом брызнуло вверх.
...На рассвете на новый аэродром подсел на своих «яках» Покрышкин. Он привел с собой четырех летчиков.
— Ну, как дела?
— спросил он товарищей по оружию.
Заметив сумрачные лица и дым на станции, догадался, что дела идут неважно.
— По самолетам!
— скомандовал он своей группе.
Через четверть часа Покрышкину в воздух сообщили: «Восемнадцать «Мессершмиттов-110» — курсом на аэродром».
— Какой там курс, вот они идут!
— угрюмо проворчал Покрышкин.
Немцы шли чуть ниже. Покрышкин повел группу в атаку. Он решил сбить врага с курса, не дать ему возможности отбомбиться. Немцы, однако, ни на градус не сворачивали с взятого курса. Сзади следовали еще два эшелона: шесть «Юнкерсов-88» и девятка «МЕ-110». Итак, впятером против тридцати трех!
На миг, только на один миг, задумался Покрышкин, но быстро сообразил, как действовать, и передал замыкающей паре соответствующую команду. Он знал, что от первого удара будет зависеть дальнейший исход боя.
— Бьем с хода!
— предупредил он и под небольшим углом врезался в боевой порядок противника.
Ведомый из первого немецкого звена сразу же свалился в штопор, остальные неуверенно заерзали в строю. Проскочив мимо. Покрышкин ударил ведомого из другого звена. Этот самолет вначале вертикально лег на крыло, а затем, окутанный дымом, разлетелся на куски от взрыва собственных бомб. Все «Мессершмитты-110», словно по команде, сбросили бомбы в открытое поле. Бой был выигран блестяще. Немцы уже удирали. Закончив преследование и сбив еще четыре бомбардировщика, Покрышкин собрал своих летчиков и повел к аэродрому. Визиты немцев на узловую станцию были прекращены.
...Группа немецких пикировщиков — около 50 самолетов — летит тремя эшелонами. Покрышкин идет ей навстречу. Надо их отрезать ещё до того, как они будут над нашими войсками. Шестерка советских истребителей идет «в коридоре» между двумя облаками.
Истребители вихрем несутся на врага. Нацелившись на флагмана, Покрышкин прошивает его от хвоста до мотора. Внезапная потеря флагмана вносит расстройство в ряды немцев, и они высыпают бомбы на свои войска. Над немецкими окопами повисло огромное облако пыли. Подошедшие другие пикировщики, полагая, что здесь русские, выгружаются по примеру головного эшелона. Темп боя, который навязал немцам Покрышкин, удивил даже его ведомых. В считанные минуты они произвели несколько атак и, срезав пять «Юнкерсов», снова оказались в сборе.
...В многочисленных воздушных боях гвардии полковник Покрышкин одержал 59 побед. Среди сбитых им вражеских самолетов есть и «Юнкерсы», и «Мессершмитты», и «Хейнкели», и всякие прочие. Покрышкин сбивал их во время «охоты», при патрулировании, при сопровождении. В каждою бою он учился и познавал врага, его тактику, приемы хитрости. И чем больше он изучал врага, тем легче доставалась победа.
Свое летно-тактическое мастерство Покрышкин постоянно и неустанно совершенствует. За годы Отечественной войны этот талантливый летчик вырос от рядового пилота до командира авиасоединения, стаз зрелым авиационным офицером. Его летчики в летних боях нынешнего года одержали ряд блестящих побед в воздухе.
Гвардии полковник Александр Покрышкин заслуженно считается хозяином советского неба, одним из лучших советских истребителей. Герой-летчик награжден третьей медалью «Золотая Звезда».
Майор С. РЫБАКОВ (1944)