Найти в Дзене
DNP Magazine

Тоннель в горе копали 26 лет: на дороге у строителей встал урановый пласт

Для того, чтобы закончить БАМ, строители должны были пройти сквозь горный массив. Северомуйский тоннель должны были построить за несколько лет, но в итоге работы растянулись на 26 лет. Начинались в 1977 годы. Вначале все шло как обычно, но очень быстро строители выбились из графиков. Порода горного массива оказалась очень разной по структуре: то буры проваливались в рыхлые полости, то на пути вставал почти непреодолимый базальт или гранит. В какой-то момент, затрещали счетчики Гейгера. Грунт впереди проходческого комплекса содержал уран – на пути строителей был целый пласт, который фонил. СССР хотел даже пригласить западных инженеров для проведения работ, но все они отказались Работы то и дело останавливались. Техника не выдерживала, равно как и менялись поколения строителей. Часть пути пришлось проходить по старинке – взрывным способом. Потом в дело подключились проходческие комплексы. Пробовали совершенно разные машины – но почти все они очень быстро приходили в негодность. Тоннел

Для того, чтобы закончить БАМ, строители должны были пройти сквозь горный массив. Северомуйский тоннель должны были построить за несколько лет, но в итоге работы растянулись на 26 лет.

Начинались в 1977 годы. Вначале все шло как обычно, но очень быстро строители выбились из графиков. Порода горного массива оказалась очень разной по структуре: то буры проваливались в рыхлые полости, то на пути вставал почти непреодолимый базальт или гранит.

В какой-то момент, затрещали счетчики Гейгера. Грунт впереди проходческого комплекса содержал уран – на пути строителей был целый пласт, который фонил.

СССР хотел даже пригласить западных инженеров для проведения работ, но все они отказались

-2

Работы то и дело останавливались. Техника не выдерживала, равно как и менялись поколения строителей. Часть пути пришлось проходить по старинке – взрывным способом.

-3

Потом в дело подключились проходческие комплексы. Пробовали совершенно разные машины – но почти все они очень быстро приходили в негодность.

Тоннель оказался прочнее и японского комплекса Фуракава, и хваленого немецкого Вирта.

-4

Лишь спустя 20 с лишним лет тоннель замкнули и путь был открыт. Еще несколько лет понадобилось, чтобы обезопасить внутренние части тоннеля от агрессивного внешнего окружения горной породы.

-5

Рыхлые полости и границы пород доставили немало неприятностей строителям. Вода прорывалась постоянно.

-6

Но в итоге работы закончили – теперь БАМ может пропускать через себя тяжелые грузовые поезда.

-7

Правда, все эти 26 лет строился лишь один тоннель из двух – сегодня здесь всего один путь для составов. Строительство второй ветки уже начато – хочется надеяться, что она потребует гораздо меньше времени и сил, чем 26 лет стройки первой ветки.