.
Богатство и бедность тема интересная, не столько образом жизни богатых людей, сколько психологией. Скажем, когда философ Дугин призывает весьма грубым, (если , не китчевым) образом, людей поститься, после чего хочется назло Дугину нарушить пост, в его отвращении к еде ощущается что Дугин, как сын советского чиновника в детстве жил в достатке, стол его был всегда, накрыт. Не исключено, что именно отсюда и тянется его отвращение к еде, (возможно, философа перекормили в детстве вкусным и сладким), обостряющееся к великому посту. С другой стороны, и принц Гаутама никогда не стал бы Буддой, если бы не родился в богатой семье. Как будет показано, в этой небольшой статье ниже, много материального изобилия (говоря о ситуации детства) рождает со временем отвращение к нему. Отразилась тема богатства и бедности и в мировой, а особенно в русской литературе,в том числе и у писателя Бунина. На этом имени немного и остановлюсь. Следует сказать, что сам писатель рос в обедневшей дворянской семье, и потому, отношение Бунина к богатству - было противоречивым.
ИВАН БУНИН В СВОЕМ ОТНОШЕНИИ К БОГАТСТВУ
.
Интересно, что начиная с темы отвращения к богатству (в господине из Сан Франциско), поздний Бунин вновь богатство реабилитирует, правда не в мещанском, а в дворянски -поэтичном понимании, (чистым аристократом Бунин, все таки, не был, больше являя тип барина) , что сказалось и в его рассказе Чистый Понедельник о любви двух богатых, красивых людей, с неожиданной развязкой в духовном и христианском ключе... Описал ли Бунин себя самого в молодости, или скорее выразил свою мечту в молодости быть богатым? Для меня это, самого вопрос. Все таки следует заметить, что Бунин описывал время, в котором он был уже признанным писателем, и лауреатом премий. Если же говорить о себе, я из бедной семьи. Я не так люблю деньги, как люблю красивые вещи, и вкусную еду,особенно, шоколадные конфеты. Правда, мой принцип был всегда - найти идеальный минимум во всем. Изобилия я тоже не люблю, и ценю в красоте, прежде всего, лаконизм.
ПРОДОЛЖАЯ РАЗГОВОР О ПСИХОЛОГИИ БОГАТСТВА
.
Итак, отвращение к материальному изобилию , вплоть до противоположной ему тяги к аскетизму, нередко тянется из богатства, и материального благополучия человека в детстве - (так даже отвращение к еде у взрослого человека - может быть связано с его закормленностью в детстве.) Разумеется, не всегда эта логика работает, часто дети богатых следуют по стопам своих родителей, выбирая еще большее богатство, как синоним власти, проявляющийся в изобилии их земного бытия. Но обратная логика сработала у молодого принца Гаутамы, родившегося в богатой семье, и избравшего нищету что бы стать Буддой. В связи с этим, вспоминаются и американские и советские хиппи, родившиеся в благополучных и обеспеченных семьях, но выбравшие эстетику странничества и нищеты. Материальное благополучие рождает чувство безысходности, чувство материальной замкнутости бытия. Именно эта материальная замкнутость нередко служит причиной для "бегства в свободу", выражаясь словами одного философа.
ПОДВОДЯ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ К СКАЗАННОМУ
.
Впрочем, отвращение к богатству может выражать себя совершенно по разному. Можно даже, сказать, что и дети богатых, пошедших по стопам родителей, в известном смысле , с годами испытывают отвращение к своему богатству, что даже проявляется в их склонности к моральному эпатажу (как у Ксении Собчак),или в презрительной раздаче денег бедным , в случае Жириновского, или Павла Дурова, не смотря на то, что Жириновский , если судить по его воспоминаниям, не родился в богатой семье. Напротив, у человека в детстве познавшего бедность, не проявляется отвращение к красивым вещам, или, к сколь -нибудь вкусной еде, (например, к шоколадным конфетам.) Мудрее всех в отношении к богатству и бедности был Карл Маркс. Человек не должен быть богатым, что бы у него не родилось отвращение к земному бытию, переходящее в жизненный, культурный, или религиозный нигилизм. Однако, человек не должен быть и бедным , что бы ему не приходилось, работать за кусок хлеба, или что бы разбогатев , он не стал бы жадным. Чаще всего жадные люди, это люди знавшие бедность в детстве, но позднее, разбогатевшие. Что бы этого не случалось, человек должен быть гармоничным, не только в духовном, но и в материальном благе.