Приветствую вас, гости и гостьи, надумавшие послушать хорошую музыку субботним вечерком. Хотя у многих сейчас каждый вечерок - выходной, ведь волынка с карантином затягивается, и это не может не напрягать. Что ж, попробуем расслабиться, а для этой цели нет ничего лучше, чем добрая порция забористых блюзов, которую я имею честь вам предложить. На дворе весна, которую не в силах отменить никакой вирус, поэтому в подборке будет много женского начала и мужского... эээ... преклонения. И откроет представление великолепный дуэт Бадди Гай/Трэйси Чэпмен
Старина Бадди на правах наставника задает тон, бойкая Трэйси достойно ведет свою партию. Гитара в волшебных руках Гая плачет и поет, делая совершенно особенным это исполнение известной композиции Билла Уизерса (Bill Withers), автора многих замечательных песен, совсем недавно покинувшего этот мир. Предлагаю почтить его память бокальчиком бурбона, или у кого что найдется (я вот пасхальный кагор добью, пожалуй)).
Омар в качестве закуски - гулять так гулять! Правда, не тот, которого ловят в море, а могучий техасский дядька Омар Кент Дайкс (Omar Kent Dykes), уже сорок с лишним лет несущий миру фирменную ядреную смесь блюза, рок-н-ролла, буги и южноамериканского аромата вкупе с отвязной манерой исполнения.
Со своей "воющей" стаей The Howlers Дайкс записал множество пластинок, содержащих в основном собственный материал певца. Full Moon On Main Street (Полная луна над главной улицей) - так маняще и немного таинственно называется трек, который мы будем слушать.
Молодая американка Сари Шорр (Sari Schorr) стремительно ворвалась в блюзовую элиту, что неудивительно: её данные покорили легендарного продюсера Майка Вернона (Mike Vernon), работавшего еще над ранними альбомами Джона Мэйелла, Эрика Клэптона, Питера Грина и других титанов, который лично занялся карьерой дебютантки.
Сари, обучавшаяся оперному вокалу, сама сочинила песни, а Вернон обеспечил студию и запись, на которой певице аккомпанировали отборные музыканты, в том числе такой зубр, как Уолтер Траут (Walter Trout). В числе прочих там был симпатичный лирический номер с названием Stop! In The Name Of Love. Американские копы кричат подозреваемым: "Стоять! Именем закона", а хрупкая девушка поет, обращаясь к мужчине: "Стоять! Именем любви". Ну и что прикажете делать? Сдаваться, однозначно.
"Да я честный парень!" - мог бы ответить на этот оклик Джимми Рид (Jimmy Reed), если бы у него была возможность пересечься с мисс Шорр.
Однако родившийся почти сто лет назад Рид жил совсем в другое время и его расслабленный, слегка небрежный стиль (а также нездоровый образ жизни) вдохновили многих последователей. Его песни записывали и Элвис Пресли, и Роллинг Стоунз, но мы послушаем оригинал.
Американская блюзвумен Шемекия Коупленд (Shemekia Copeland) из тех детей, на которых природа не отдыхала, а наоборот, усердно трудилась. Дочь гитариста и певца Джонни Коупленда с детства проявляла тягу к музыке, в десять лет впервые спела на публике, в 19 уже выпустила свой первый альбом. Ее записи продюсировали такие люди, как Доктор Джон (Dr. John) и Стив Кроппер (Steve Cropper), а дочь великой Коко Тэйлор вручила ей символическую корону, провозгласив новой королевой блюза.
Сейчас Коупленд находится в самом расцвете, на ее счету уже девять альбомов. Конечно, такая сильная самодостаточная женщина не собирается быть ничьей игрушкой, погремушкой, татушкой, о чем и поет сочным, как тропический плод, голосом.
Многие сомневаются, что белые парни способны петь блюз так же убедительно, как и черные. Ответить на этот вопрос попытался парень настолько белый, насколько это вообще возможно - альбинос по имени Эдгар Винтер (Edgar Winter), младший брат Джонни Винтера, который уже появлялся в наших подборках.
Эдгар, в отличие от Джонни, игравшего только блюз, проявил себя в разных музыкальных жанрах, которыми оперировал так же свободно, как играл на нескольких инструментах. Рок, джаз, фанк, и конечно, блюз - везде он чувствует себя как дома, то есть что хочет, то и воротит. Своё видение он продемонстрировал и на альбоме 1999 года, символично названном White Man's Blues - Блюз Белого Человека, а на одноименной композиции гитарную партию сыграл давний соратник Рик Дерринджер (Rick Derringer).
Белые парни из Европы тоже в свое время прониклись такой специфической афроамериканской музыкой, как блюз. Для Британии, которую многое связывало с США, это было в общем-то естественно, однако и на континенте молодые люди повадились разрабатывать блюзовую жилу. Мы уже вспоминали славную голландскую группу Livin' Blues, теперь вспомним другую не менее славную и тоже - вот совпадение - голландскую. Cuby + Blizzards (впоследствии Cuby & The Blizzards) - такое причудливое название носил сей коллектив, основанный, на минуточку, ещё в 1965 г., за несколько лет до британского блюзового бума.
Группа, ведомая гитаристом Хэрри Муски (Harry Muskee) по прозвищу Кьюби, прожила долгую насыщенную жизнь, а самым успешным в ее деятельности был период конца шестидесятых - начала семидесятых, когда "Вьюжные" выступали и записывались с Ваном Моррисоном (Van Morrison), Эдди Бойдом (Eddie Boyd), Алексисом Корнером (Alexis Korner) и другими титанами, а в родной Голландии имели огромную армию фанатов. Эти времена ушли, как и положено временам, но остались прекрасные записи замечательной музыки. "Время проходит мимо меня" - такую блюзовую элегию записал Кьюби сотоварищи в 1970 году, ровно 50 лет назад - юбилей, однако!
Все-таки с блюзом (читай - грустью) в крови нужно родиться, и корневые блюзмены понимают это как никто. А гитарист/певец Бастер Бентон (Buster Benton) и харпист Кэри Белл (Carey Bell) так глубоко прониклись этой мыслью, что совместно записали композицию "Born With The Blues", где есть и правильная грусть, и задумчивая гитара, и рассыпчатая гармоника, и надрывное пение - все как доктор прописал!
Да иначе и быть не могло, ведь Бентон играл в коллективе самого Вилли Диксона, куда абы кого не брали. В поздние годы он не прекращал выступлений, даже лишившись обеих ног и страдая от диабета. Белл тоже был не лыком шит - он аккомпанировал Мадди Уотерсу и тому же Диксону, считаясь одним из ведущих стилистов блюзовой гармоники. Когда такие люди берутся за дело, остается только внимать в восхищении.
Та же особенная подлинность, тот же магнетизм ощущается в тех немногих записях, что оставил после себя легендарный Элмор Джеймс (Elmore James) - король слайдовой гитары.
Элмор выработал уникальный гитарный звук в послевоенные годы (имеется в виду Вторая Мировая, конечно), работая продавцом в магазине электротоваров - именно там он собирал свои звукосниматели. Другой характерной его чертой был высокий, немного взвинченный вокал. Конечно, эти качества привлекли внимание к творчеству Джеймса блюз-рокеров следующего поколения и породили множество подражателей его стилю, самым известным из которых был гитарист Rolling Stones Брайан Джонс. Послушаем блюзовый стандарт It Hurts Me Too - превзойти исполнение Элмора пытались многие, не удалось никому.
Выпустить три пропитанных мистикой альбома, стать легендой и умереть от сердечного приступа, едва перевалив за сорок - такова блюзовая судьба белого человека с темным и пугающим, как безлунная ночь, баритоном, Джона Кэмпбелла (John Campbell).
Кэмпбелл родился в Луизиане - штате, где всегда цвели, будто ряска на болотах, негритянские суеверия с их амулетами, приворотами и злыми духами. Поэтому и блюз его - не приземленно-чикагский, не городской, а звучащий как заклинание колдуна в дебрях миссисипской дельты. Взяв композицию Тома Уэйтса (с которым имел много общего) "Down In The Hole", Кэмпбелл превратил уэйтсовскую истерику в размеренные, холодные - и оттого продирающие до костей - проповеди о том, что если хочешь идти рука об руку с Иисусом, нужно держать дьявола глубоко в норе, не позволяя ему высовывать нос. В карантин отправить нечистого, короче!
После такой медвежути хочется, чтобы безлунная ночь побыстрее закончилась, а дельту Миссиссипи сменили более цивилизованные места. Но у блюзменов ведь как? - просыпаешься утром, а за окном хмурый дождик, похмелиться нечем, и бэби твоя ушла к другому. Остается только, засмолив бычок, взять гитарку в руки и от души пожаловаться - именно это делает Элвин Ли (Alvin Lee) и группа Ten Years After.
Представлять этих ребят особой нужды нет, меломаны знают, что они несли блюз-рок в массы тогда, когда музыка была важнейшим из искусств. Плодовитые и виртуозные, Ten Years After после триумфа на Вудстоке короткое время пробыли в статусе суперзвезд, но быстро выгорели и разбежались, оставшись, тем не менее, отличными музыкантами. Композиция I Woke Up This Morning показывает, как мощно они звучали, находясь на самом пике формы.
И в заключение послушаем блюз наисовременнейший, от артистов живых и здравствующих. Начав с дуэта, дуэтом я и закончу: женскую партию ведет Деб Райдер (Deb Ryder), габаритная дама родом из Чикаго, мужскую - Крис Кэйн (Chris Cain), калифорнийский певец/гитарист.
Миссис Райдер, хотя и дочь музыканта, блюз петь начала под влиянием мужа - бас-гитариста Рика Райдера. Записывать пластинки ей помогали такие известные люди, как барабанщик/продюсер Тони Браунагел (Tony Braunagel), клавишник Майк Финниган (Mike Finnigan), гитарист Алберт Ли (Albert Lee) и харпист Ким Уилсон (Kim Wilson). Что касается мистера Кейна, счет его альбомов пошел уже на второй десяток, а об их качестве свидетельствуют номинации на самые престижные награды. Голосами мощными и яростными они исполнят блюзовую балладу о расставании навсегда - вечная тема погибающей любви, благодаря которой блюз живет, несмотря на все потери.
Итак. Надеюсь, все получили удовольствие, скоротав вечерок в моей компании под прекрасную музыку. Пью за ваше здоровье и скорейшее окончание "самоизоляции", где бы вы ни находились! До новых встреч!💥💥
Другие публикации рубрики можно посмотреть здесь:
Блюзы субботнего вечера. Посиделки у камина